Рынки готовятся повторить крах 1929 года
В последнее время было сделано немало, для того чтобы коэффициент CAPE взлетел до уровней, не наблюдавшихся с момента появления пузыря доткомов. CAPE также известен как коэффициент Шиллера P/E, названный в честь профессора Йельского университета и лауреата Нобелевской премии Роберта Шиллера, который его создал. Он показывает соотношение между ценой акции и прибылью компании. И хотя этот показатель часто встречает критику со стороны ряда экспертов, он по-прежнему считается стандартным показателем рыночной оценки.
CAPE имеет ряд особенностей, которые отличают его от коэффициента “цена к прибыли”, используемого на Уолл-стрит. Во-первых, он использует скользящий десятилетний период прибыли. Это сглаживает колебания, основанные на временных психологических, геополитических и сырьевых факторах. Вторая особенность заключается в том, что здесь проводится только анализ прошлого. Это исключает радужные сценарии при построении прогнозов доходов, которым так благоволят на Уолл-стрит.
Третья особенность заключается в том, что соответствующие данные доступны начиная с 1870 г., что дает возможность для надежных исторических сравнений.
Помимо того, где он находится сегодня, можно с уверенностью сказать, что только дважды мы видели соотношение CAPE на отметке 30.
В своем блоге Irrelevant Investor Майкл Батник сосредоточился на сравнении нынешней ситуации с Великой депрессией, а не на отклонении конца 1990-х гг. Он отметил, что за 10 лет, предшествовавших 1929 г., коэффициент CAPE поднялся с минимума 5,02 до 32,56.
Крах в стиле Великой депрессии уничтожил бы 28-летнюю прибыль и привел индекс “голубых фишек” на те отметки, на которых они были в мае 1989 г. Другими словами, перед сдачей “Горби и К” Восточной Европы и СССР. Банкет за этот счет продолжался 28 лет – и вот средства закончились и фишки сброшены.
И еще одни индикатор опасности мигает красным.
Благодаря Джесси Фелдеру, мы недавно наткнулись на определяющую экономические условия метрику, которая надежно предсказывала каждую рецессию, начиная с 1948 года. Эта метрика – Реальная Добавленная Стоимость – теперь находится на отрицательной территории, а значит она при ее текущих значениях может рассматриваться как предвестник предстоящего экономического спада. Если этот сигнал окажется ложным, то это случится впервые за последние 70 лет наблюдений.
С 1948 года в нашем распоряжении есть статистика по 277 кварталам. РДС уходила на отрицательную территорию только во время рецессий, либо в периоды, предварявшие рецессию. РДС – это лишь один источник информации, который предвещает приближение неприятностей в экономике, поэтому следует относится к нему с некой осторожностью. Однако этот индикатор имеет безупречную репутацию в деле прогнозирования рецессий.
И наконец, третий индикатор. Текущее состояние пирамиды ГКО США
Удар какой мощности *немедленно* обрушится на финсистему США, если лохи, покупающие сейчас ГКО США, начнут капризничать? Это не вся пирамида ГКО, а ее *краткосрочная* часть, которую нужно гасить (и перезанимать для погашения) постоянно. Чем она больше, очевидно, тем выше и соответствующие риски.
Из интересного:
а) общий объем облигаций казначейства на балансе ФРС практически не изменился ни за год, ни за два года – колебание менее одного процента, однако при этом нарастает краткосрочная часть (пунктиром черным) – прирост за год на 160 ярдов, или на 89% (почти удвоение!).
О чем это говорит? ФРС пока НЕ включило пылесос на полную. Когда Казначейство выкупает ГКО у ФРС согласно срокам погашения, они тут же покупают новые краткосрочные. Но если ФРС это делать перестанет – как она уже проделала это в первой половине 2008 – тут же приведет к вымыванию ликвидности. То есть у ФРС сейчас на руках мощная граната, подорвать которую они могут в любой удобный момент, форсируя финансовый обвал.
б) динамика всей краткосрочной части пирамиды ГКО:
– количество ГКО со сроком погашения “в ближайший месяц” выросло за год на $90 ярдов резаной, а за два года на $152 ярда
– количество ГКО со сроком погашения “в ближайший квартал” выросло за год на $107 ярдов резаной, а за два года на $343 ярда
– количество ГКО со сроком погашения “в ближайшее полугодие” выросло за год на $152 ярдв резаной, а за два года на $491 ярд
– количество ГКО со сроком погашения “в ближайший год” выросло за год на $177 ярдов резаной, а за два года на $448 ярдов
в) Для понимания масштабов – доход бюджета США за последние 12 месяцев составил $3.3 трюлика, а краткосрочных ГКО к погашению в следующие 12 месяцев сейчас выпущено на $3.6 трюликов – притом что примерно каждый шестой доллар дохода уходит по процентам по ГКО.
Это поясняет, почему мы слышим заявления про то, что Минфин США в 4-м квартале высыпет на рынок мешки ГКО на рекордные полтрюлика резаной – у них тупо нет иных способов гасить старые долги и покрывать дефицит бюджета, чем наращивать пирамидальные займы по нарастающей. А в этом процессе есть один большой-пребольшой минус – лохи рано или поздно заканчиваются.
Как видите, все индикаторы светятся когерентно. Так что иллюзия спокойствия нынешнего лета скоро завершится вместе с летом.