Разведчиков сменили лоббисты
Американская разведка все хуже справляется со своими задачами, превращаясь в структуру, на которой бесконтрольно наживаются многочисленные политики и частные компании.
Публикация сенатского доклада о практиковавшихся в ЦРУ пытках привлек повышенное внимание американцев к своему главному разведывательному ведомству. Увиденное мало кого обрадовало: из высокоэффективной госструктуры по сбору информации Управление быстро превращается в набор частных компаний, занимающихся промышленным освоением бюджетных миллиардов.
Помимо данных о ничем не оправданной жестокости и пытках, применявшихся против узников тайных тюрем ЦРУ по всему миру, составители доклада сообщили еще одну интересную деталь работы ведомства. Оказывается, программа истязаний была разработана и приводилась в действие частной компанией-подрядчиком. За эту “работу” предприниматели, ранее не имевшие никакого опыта проведения допросов, получили свыше 80 миллионов долларов. Эффективность же их деятельности, согласно сенатскому отчету, была примерно равна нулю.
По данным колумнистаThe New York Times Гейл Коллинс, частная компания, занимавшаяся пытками по заказу ЦРУ, не располагала в своем штате ни специалистами по исламским странам, ни арабистами, ни экспертами в области борьбы с терроризмом. Свою деятельность они строили только на одном методе – причинении пленным страданий.
Но и это еще не все. Оказывается, что в самом ЦРУ специалистов по Ближнему Востоку от работы с пленными отстранили, поскольку те отказались применять пытки, называя этот метод бессмысленным и вредным.
На место отказников позвали людей из Латиноамериканского департамента. То есть в начале 2000-х годов с исламским терроризмом в ЦРУ боролись специалисты по Уругваю и Перу, мало чего соображающие в ближневосточных делах.
Как рассказал отставной сотрудник ЦРУ Роберт Баер, десятки лет отработавший в Ираке, Сирии, Ливане и других странах региона, нынешнее состояние его родного ведомства оставляет желать много лучшего. После терактов 11 сентября в Управление рекой полились деньги. Ведомство, которое ранее отличалось сравнительно скромным бюджетом, стало одним из богатейших в стране, обросло многочисленными слоями бюрократии, а также принялось осваивать полученные средства на суперсовременную технику: спутники, беспилотники, системы слежения, подслушивания и подглядывания. Кроме того, у ЦРУ появились свои тюрьмы и транспортные самолеты с соответствующей инфраструктурой и персоналом.
Если в прошлом сенаторы и конгрессмены крайне неохотно шли работать в комитеты по разведке, то после 2001 года туда выстроилась целая очередь из парламентариев, желающих распределять и контролировать многомиллиардные бюджеты.
Именно тогда в Лэнгли в поисках выгодных контрактов начали ошиваться представители многочисленных фирм-подрядчиков, так или иначе связанных с сенаторами и конгрессменами. За энную сумму они готовы были взять те или иные функции ЦРУ на аутсорсинг, чему ведомство совсем не сопротивлялось. Вокруг американского разведывательного сообщества выросла целая индустрия, предлагающая любые виды услуг: от поставок и обслуживания суперкомпьютеров до отправки в опасные места охранников из числа бывших спецназовцев.
Всё новые системы безопасности, созданные частными компаниями, поглощают десятки миллиардов долларов из бюджета, однако чем именно они занимаются, никто толком не знает: секретность. Комитеты по разведке Сената и Конгресса, которые, теоретически, должны были бы следить за расходованием средств и жестко их контролировать, на деле занимаются противоположным, поскольку их наводнили лоббисты, требующие все новых контрактов для близких им компаний.
Еще в 2004 году в отчете Конгресса по терактам 11 сентября было прямым текстом сказано, что система контроля за работой спецслужб в США “не функционирует”. Тогда это предупреждение было проигнорировано, система отношений между парламентом и спецслужбами практически не изменилась.
Как отмечает автор The Washington Post Дэвид Игнатиус, даже отчет о пытках свидетельствует, что многие члены Сената и Конгресса долгие годы отлично знали, что ЦРУ пытает людей, но палец о палец не ударили, чтобы прекратить это. В самом Управлении, в которое летят сейчас многочисленные стрелы, крайне недовольны “лицемерием политиков”: Белый дом о пытках знал, Конгресс знал, а виноватым оказалось ЦРУ, которое в своей работе руководствуется инструкциями парламента и президента.
В любом случае, многократный рост бюджета Управления (да и других спецслужб тоже) и отсутствие нормального контроля за его расходованием привели к тому, что ЦРУ стало все больше сторониться старых методов работы – “классического шпионажа” – в пользу суперсовременной электронной разведки.
По словам Баера, работа сотрудников ЦРУ “в поле” с агентами из числа местного населения стала считаться слишком опасной и не всегда нужной, что привело к резкому ухудшению качества собираемой информации. Особенно сильно это проявилось после убийства четырех сотрудников американского посольства в Ливии в 2012 году.
После трагедии в Бенгази американских разведчиков по всему миру запечатали в посольствах и консульствах, не давая и носу высунуть наружу без крайней на то необходимости. Как отмечает ветеран ЦРУ, электронная разведка очень хороша там, где есть электроника, но вот в бедных странах далеко не каждый злодей пользуется компьютером и сотовым телефоном – послания передают с курьерами на осликах, а не по выделенной линии в интернете. Именно поэтому многие спецслужбы мира (включая российские) сейчас снова усаживают сотрудников за печатные машинки, которые электронному шпионажу не доступны.
Снижение мастерства полевых разведчиков уже привело к фактической ликвидации разведывательных сетей ЦРУ в Ливане и Иране. В 2011 году в Бейруте их всех переловили в местном ресторане Пицца-Хат, куда ленивый и/или бестолковый резидент-американец пригласил их на общий сбор. (Это же надо до такого додуматься!) Иранская сеть была разоблачена и ликвидирована при схожих обстоятельствах примерно в то же время.
Баер охарактеризовал нынешнее состояние ЦРУ следующим образом: “После 11 сентября жадность и тупость в Лэнгли победили здравый смысл”. Огромные бюджеты привели не к повышению качества работы Управления, а к прямо противоположным результатам. Из-за некомпетентности спецслужб Вашингтон сейчас не имеет ясного представления о том, что происходит в Сирии, ЦРУ “проспало” череду восстаний в арабских странах, недавний захват Мосула, появление Исламского государства и Халифата в Ираке.
Когда российские войска уже вошли в Крым, госсекретарь Керри был уверен, что ни его захвата, ни аннексии не будет. “Русские нарезают вокруг нас круги, мы ничего не можем сделать”, – посетовал Баер.
Список провалов американской разведки можно было бы и продолжить недавним разоблачением агента ЦРУ в Берлине, уже упомянутым убийством посла США в Ливии и многим другим.
В целом грозное некогда ведомство, погрязнув в деньгах, бюрократии и лоббистах, подозрительно похожих на коррупционеров, сейчас больше занято сохранением должностей и бюджетов, а не сбором секретной информации.
Лишь один эпизод: когда в Сенате начали собирать информацию для доклада о пытках, сотрудники ЦРУ принялись следить за сенаторами и их помощниками, пытаясь изо всех сил помешать публикации документа. Мало того, что это противозаконно, – это еще полбеды. Агенты настолько разучились работать, что их поймали за этим делом и разоблачили – доклад был опубликован.
Во время слушаний по ЦРУ сенатор Марк Юдалл призвал Белый дом “провести чистку” в Управлении, уволить его руководство и провести реформу ведомства, не отвечающего уже никаким стандартам.
Однако, по мнению Баера, шансов на это нет никаких: Барак Обама – друг нынешнего главы ЦРУ Джона Бреннана, а вокруг ведомства кормится так много республиканцев, получивших большинство в Конгрессе и Сенате, что они никогда не позволят хоть как-то существенно изменить нынешнюю систему.