Глазами обывателя: есть ли в России кризис?

Казалось бы – вопрос риторический. Но, если посмотреть более внимательно – экономического кризиса в РФ нет. Ибо что такое кризис? Обычная фаза экономического цикла. И после кризиса всегда следует подъем.

Но сейчас в стране нет даже намека на то, что подъем когда-то может наступить. Это не кризис, это гораздо хуже. И ключевой момент, на мой взгляд, вот в чем. Отнюдь не в курсе рубля, как многие решили. Если бы все дело было исключительно в девальвации, то это вообще проблемой бы не было. Тем более что цены в РФ очень на многое были действительно высоки по сравнению с Европой.

Куда серьезней другой вопрос. Пожалуй, впервые за крайние 20 лет с лишним, которые я хорошо помню, в Москве всерьез стали говорить о трудностях с возможностями заработать деньги. Для Москвы это что-то абсолютно новое.

Работа здесь была всегда, и даже при относительно небольших официальных зарплатах довольно легко если не в любом, то почти в любом количестве находилось огромное количество подработок, проектов, халтур. Назвать можно как угодно, смысл от этого не меняется. Сейчас этого не стало. Если не совсем, то близко к этому.

По малому бизнесу проехался бульдозер. Даже три бульдозера.

1. Монополизация рынка повседневных товаров несколькими торговыми сетями. По неповседневным товарам весь платежеспособный спрос загоняют в несколько десятков торговых центров, а аренда торговых площадей во всевозможных Колумбусах и Принцплазах (по большому счету, платежеспособные покупатели только в таких местах остались), для обычного мелкого торговца нереальна.

2. Резкое уменьшение доходов населения. Рынок не только монополизируется, но и сужается.

3. Рост числа безработных, согласных на почти любые работы и оплаты. На биржах разовой работы абсолютно любое предложение уходит за несколько минут. Расценки мизерные. Причем работу берут не алкоголики или студенты, нет, все чаще встречаются нормальные взрослые мужчины.

***

Небольшой экскурс в историю. Как года до 2005 зарабатывали в Москве?

Условный Вася держал несколько точек по продаже молочных коктейлей в универсамах.

Условный Миша открыл на базе столовой бывшего завода цех по выпуску мясных полуфабрикатов, которые сбывал по окрестным продуктовым. Независимых магазинов тогда еще хватало.

Условный Сережа в мастерских бывшего столярного ПТУ, а ныне Международной Экономико-Юридической Академии – вместе с несколькими сотоварищами делал межкомнатные двери.

И денег, по большому счету, всем хватало. И Васе, и Мише, и Сереже.

Потом в Москву пришли шальные деньги. И рынок товаров и услуг, несмотря на все увеличивающуюся монополизацию, рос настолько быстро, что количество возможностей заработать росло ничуть не медленней.

К тому же добавился интернет-бизнес; просто в геометрической прогрессии увеличивался спрос на ремонт квартир и строительство дач, появлялось все больше совсем непонятных услуг типа курсов докупажа. Деньги у людей были, и они охотно их тратили на почти любую муру.

Но нефтяные деньги как пришли, так и ушли, на откровенную хрень спроса уже нет, рынок товаров повседневного спроса монополизирован сетями. Нет ни независимой торговли, ни независимого мелкого производства: условные пельмени, конечно, можно делать в близлежащем подвале, но куда их сбывать то потом?

Зато есть огромное количество безработных, которые и рады бы чем-то заняться, но по факту получается, что нечем.

Интернет-торговля всех не прокормит, конкуренция уже стала такой, что большинство новых магазинов закрывается вскоре после открытия.

***

Ну, это я все о барыжных делах.

Не все в Москву приезжают, чтобы в гаражах машины пленкой обклеивать или чем-то подобным заниматься, многие люди приезжают ради карьеры.

И карьеры в Москве делали. Не обязательно головокружительные, но даже должность какого-нибудь начальника отдела продаж приносила совсем неплохие по меркам любой страны деньги. Карьеру такого уровня вполне реально было сделать за несколько лет – чем масса народа и занималась, у кого-то получалось, у кого-то нет, но шансы были у всех.

Сейчас же по офисам ударило не менее сильно, чем по малому бизнесу. Быстрых карьер не будет. И в силу сжимания рынка, и в силу того, что при тотальной монополизации нужны не люди, развивающие бизнес, а технический персонал – операторы, бухгалтера и прочие мерчендайзеры. Доходы и возможности для карьеры при таких раскладах совсем другие.

То есть жизнь меняется, и меняется не в лучшую сторону.

Так называемая оппозиция озабочена еще более странными вещами – типа необходимо выйти на митинг и протестовать против задержания гражданина Икс, который был задержан за участие в другом митинге, посвященном запрету третьего митинга, на котором был задержан гражданин Игрек, который протестовал против разгона несанкционированного четвертого митинга, на котором был задержан гражданин Зет.

Ну, и еще строительство мемориала на месте, где его убили Немцова (в Москве человек 500 в год убивают – то есть надо, чтобы весь город в мемориалах был). Еще что сказала Леся Рябцева, Макаревич, и на закуску – какие русские уроды.

Социальные вопросы, то есть то, что реально может заинтересовать людей, не поднимаются в принципе. Леся Рябцева куда важнее.

Зато вон в Латвии не так давно приняла резолюцию, в которой поставила задачи на ближайшее будущее: минималка – 450 евро, средняя зарплата – 1000 евро.

Получится, не получится – дело десятое. Но такие лозунги понятны.

Главный вопрос у нормальных людей всегда один – что по деньгам? Но это у нормальных людей. Политоту интересует, что сказала Леся Рябцева

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ufadex на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

4 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.