Пролетарии на высоте
На головокружительной высоте — там, где никто их не может разглядеть и — оценить — высятся эти колоссы. Мускулистые пролетарии, опирающиеся на орудия труда или — колхозницы, напоминающие античных богинь, студенты с книгами, воины, учёные. Их сотворили очень давно — целую вечность назад.
Кажется, что это было в прошлые жизни человечества, на иных витках. А по факту – современники того необъяснимого чуда всё ещё живы. «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!» – не об этом ли царстве застывших исполинов пели Орлова и Столяров, проходя с первомайскими штандартами?
Кто-нибудь задумывался, для чего — точнее — для кого создавались аллегорические статуи, венчающие сталинские высотки и магистральные дома? Если подняться, можно разглядеть колосья, гербы, индустриальную символику — шестерёнки и подшипники — всё это оплетается густым барочным орнаментом во вкусе Короля-Солнце.
Большой Стиль, как сочетание ампира и барокко блеснул дважды — при Людовике XIV и при Сталине. Они оба творили свой мир не для современников, но для Вечности. Именно ей и — божественному зрителю посвящали дворцы, парки, исполинов. Неслучайно фотохудожник Михаил Розанов, уловивший самую душу Версаля, постоянно обращается и к советскому варианту Grand maniere.
На выставке с обыденным, но — свежим и влекущим названием «Мечта» в галерее Ruarts Михаил Розанов, как это уже случалось, выступает в паре с неоклассиком Алексеем Беляевым-Гинтовтом, представляющим златые картины-грёзы.
Оба мастера воссоздают идеалистическую патетику 1930-1950-х годов, но их взгляды — с разных точек. Розанов находит и фиксирует реальность, преображая её прекрасную Утопию, тогда как Беляев-Гинтовт её — Утопию – конструирует из нереализованных проектов. Гигантские полотнища отображают Дворец Советов, Центральный Дом Аэрофлота и так называемые «мосты социализма», выдуманные Яковом Черниховым — одним из самых непонятых и по сути — забытых архитекторов-мечтателей предвоенной эпохи. «Вся эта выставка объединена идеей мечты, где Михаил представляет отчасти реализовавшиеся. Моя же специализация – предъявить нереализованные проекты советских архитекторов», – констатировал Гинтовт.