Подвиг Гали

https://youtu.be/Ht96Nm6zJZs

В августе 1945 года под руководством главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке маршала А.М. Василевского Красная армия в составе более 1,57 млн военнослужащих начала стратегическую операцию по разгрому Квантунской армии, что непосредственно ускорило победу в войне над японскими агрессорами в Северо-Восточном Китае.

Об этом периоде хорошо помнят жители китайского города Суйфэньхэ в провинции Хэйлунцзян, расположенного на китайско-российской границе. 8 октября 2009 года в Суйфэньхэ был открыт памятник “Посланник Дружбы и Мира” в память Галины Дубеевой (Гали Чжан), отдавшей жизнь ради спасения мирного населения в годы Второй мировой войны.

17-летняя Галина родилась в русско-китайской семье в г. Суйфэньхэ. Ее отец китаец, мать – русская. Галя была красивой, умной и способной, знала китайский, русский и японский языки. На исходе войны девушка стала переводчицей.

О подвиге Гали подробно рассказал сотрудник краеведческого музея Суйфэньхэ Ван Ян:

– Известно, что перед тем как отправиться во вражеский лагерь, мать Гали – Фекла – надела на Галю новый красный платок. На прощание Галя махнула рукой: “Мама, я скоро вернусь!” 11 августа 1945 года Галя с офицером и тремя солдатами прибыли в штаб Красной армии, расположенный на отрогах горы Тяньчаншань, где встретились с комиссаром и командиром полка 12-й советской стрелковой дивизии. Они разрабатывали план о том, как склонить японцев к капитуляции, написали текст заявления. Вечерело, поэтому план было решено отложить, Галя заночевала в командном пункте. В полночь инструктора пулеметной роты Степана Захаровича Федорченко разбудили, он получил приказ немедленно приступать к плану капитуляции. Отобрав 15 опытных солдат, был создан небольшой отряд, отвечавший за прикрытие Гали.

12 августа ранним утром командир полка познакомил Галю с капитаном Федорченко. После завтрака они приступили к выполнению боевой задачи. Галя с белым флагом в руке и Федорченко шли впереди, за ними шел отряд. В полдень Галя начала передавать в сторону японской армии: “Мы – делегаты советской Красной армии, отвечающие за мирные переговоры, не стреляйте, выходите на переговоры”. Через час к ним вышли десяток японских военных с белым флагом и встали в пятидесяти метрах. Японские военные потребовали, чтобы Галя шла на переговоры одна. Галя и Федорченко не знали, что делать.

Галя тревожно смотрела на капитана и молча плакала. Федорченко обнял ее: “Не бойся, ты добрая, думай о том, что японцы согласились на переговоры. Они поверят в нашу искренность”. Тогда Галя тревожно сказала: “Может быть, я не вернусь”. “Но ведь никто из нас не говорит по-японски, только ты можешь переводить. Иди и возвращайся”.

Галя перестала плакать. С белым флагом и текстом пакта о капитуляции она направилась к японским позициям. Федорченко видел, как Галя подошла к японскому солдату и исчезла в лесу. Место переговоров находилось метрах в пятидесяти от Федорченко. В тот день было душно, ни ветерка. Советский отряд слышал их слова, но они говорили по-японски, Федорченко ничего не понимал. Вдруг он услышал ругань, а затем безумный крик. Послышался выстрел, Федорченко, почувствовав неладное, начал звать Галю. В то же время по рации он доложил обо всем в штаб и приказал отряду отступить. Японцы начали стрелять, убили двоих и ранили трех красноармейцев. Федорченко вывел отряд из-под обстрела. Вечером в штабе было принято решение атаковать крепость Тяньчаншань, бои продолжались четыре дня.

15 августа фортификационные сооружения крепости Тяньчаншань были уничтожены. 26 японских солдат были захвачены в плен. Почти все японцы, оказывавшие отчаянное сопротивление, погибли.

Когда Галя ушла, вся семья тревожно ждала ее возвращения. Они видели, как Красная армия атаковала крепость Тяньчаншань. После боя Галя не вернулась. Семья пыталась выяснить судьбу Гали в штабе Красной армии. Родные Гали искали ее, но все поиски оказались тщетными. Семнадцатилетняя девушка исчезла…

Долгие годы родные продолжали искать Галю. Они писали в штаб Советской армии, даже в ЦК КПСС, но так ничего и не узнали. В китайском официальном архиве не было подробных записей о Гале, только в архиве управления общественного порядка в Суйфэньхэ имелись скудные сведения об этой истории, там упоминалось: “Говорили, что дочь Чжан Хуансиня три раза ходила на переговоры к японцам в горы Тяньчаншань, была убита японским военным”.

18 сентября 2003 года журналист Чэнь Юнь с телеканала г. Суйфэньхэ, узнав об этой истории, приехал в Уссурийск разыскать Чжан Шуле – брата Гали. Чжан Шуле рассказал, что видел капитана Федорченко по телевизору. От невестки Федорченко – Валентины – Чэнь Юнь узнал, что Федорченко умер 1 сентября 1982 года.

Валентина Федорченко вспоминала: “Мой свекор много раз рассказывал моей свекрови и детям, как он отправил Галю на переговоры к японцам. Когда Галя возвращалась, японцы открыли огонь. Галю убили на месте. Потом армия двинулась на Муданьцзян. Он не смог сообщить родным Гали о ее смерти. Мой свекор часто вздыхал: “Где же теперь родители Гали… тогда не было другого выхода, как отправить Галю одну…”

В 1946 году Федорченко получил два ордена Красной звезды. В интервью жена Агафья рассказала, что при жизни Федорченко говорил, что один орден принадлежит не ему, а Гале.

Результатом журналистского расследования стали передачи “Галя – Ангел мира”, которые прошли в 2004 году сначала в эфире телеканала Суйфэньхэ, а затем и провинции Хэйлунцзян.

8 октября корпункт агентства Синьхуа в провинции Хэйлунцзян составил информационный материал “Ангел мира, погибший в пороховом дыму на исходе войны”. А в 2005 году жители Суйфэньхэ выдвинули инициативу сооружения памятника бесстрашной Гале. Один из них даже направил письмо в адрес президента России Владимира Путина с просьбой написать для памятника эпитафию.

В 2009 году скульптура Галины “Посланник Мира и Дружбы”, выполненная по проекту Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина была установлена в Парке мира в городе Суйфэньхэ. Девушка машет рукой в знак прощания, по бокам скульптуры видны крылья, которые символизируют решимость пожертвовать жизнью во имя мира.

На ступенчатом цоколе памятника выбиты слова Владимира Путина, которые он предложил в качестве эпитафии: “Наша дружба – это взаимопонимание, доверие, общие ценности и интересы. Мы помним о прошлом и думаем о будущем”.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ufadex на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

1 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.