Средний класс больше не нужен
С самого начала XX века и вплоть до конца 1980-х Запад вынужден был развиваться с оглядкой на конкурирующую идею социальной справедливости.
Благодаря такой конкуренции в капиталистических странах повсеместно сокращалось неравенство.
Причём, не переходя в социалистическую уравниловку.
:::::
Совершенно напрасно четверть века назад западный люд радовался падению Берлинской стены, распаду соцлагеря и краху СССР. С окончанием холодной войны, глобальных угроз безопасности меньше не стало, и даже главный победитель, США, впервые со времен Перл-Харбора претерпел несколько болезненных ударов по своей территории. В более близком западному пониманию материальном плане отдельные выгоды, связанные с грабежом проигравших, теперь всё заметнее перекрываются косвенными потерями.
И главным проигравшим оказывается средний класс.
С самого начала XX века и вплоть до конца 1980-х Запад вынужден был развиваться с оглядкой на конкурирующую идею социальной справедливости. Благодаря такой конкуренции в капиталистических странах повсеместно сокращалось неравенство. Причём, не переходя в социалистическую уравниловку.
Но после того, как проигрыш СССР и стран социализма стал очевиден, всё повернулось вспять.
Прежде всего – в англо-саксонском мире. В США, Великобритании, Канаде неравенство в распределении национального дохода стало нарастать очень быстрыми темпами. Континентальная Европа, эта колыбель идей социалистов, держалась дольше, но и она не выдержала.
Рост неравенства был особенно ярким в США: в 1980 году 1% получателей самых высоких доходов в США заработали всего 8% нацдохода, но к 2012 году их доля возросла уже почти до 20%. Причём, если посмотреть на более узкие группы – 0,1% самых богатых, и даже на 0,01%, там прирост доходов исчисляется десятками и сотнями процентов за период.
Конечно, тут много факторов вступили в действие. Быстрый рост финансового сектора благодаря двум либерализациям (1987 и 1999 гг.) привёл к перераспределению доходов в пользу бангстеров. Интернет-бум вызвал бурный рост зарплат в IT-отрасли. Распространение моды на опционы в сочетании с подъёмом фондового рынка озолотило топ-менеджеров и управленцев среднего звена в акционерных компаниях. Наконец, глобальная конкуренция за таланты также внесла свою лепту в повышение бонусов ценных сотрудников.
Но всё же не покидает ощущение, что сохранись СССР в каком-то модернизированном виде, продолжи он декларировать миру свои ценности социальной защищённости, равенства и справедливости, рост доходов у верхнего 1% был бы не таким бесцеремонным.
Тем временем, главной жертвой наметившегося углубления неравенства оказывается средний класс, доля которого в структуре современного общества неуклонно сокращается. Причём в большей части за счёт перехода вниз по уровню потребления и качеству жизни.
Ну то есть, именно те, кто больше всего не любили Советский Союз, в итоге стали самыми потерявшими от его распада. И, вероятно, это приведёт – уже приводит! – к ренессансу социалистических идей, которые СМИ часто именуют популистскими.
Выходит, СССР даже из могилы угрожает своим победителям?