Партия масс, партия рабочего класса
«Теперь требуется переформатировать партию, сделать ее партией масс. Партией, которая чувствует боль рабочего класса, среднего класса, бедных, молодых… Чтобы люди были снова глубоко вовлечены в политический процесс… Когда миллионы людей встают рядом, мы не будем ими преданы».
Знаете, кто это написал? Нет, это не Ленин. Это Берни Сандерс, кандидат в президенты США от Демпартии, после победы Трампа.
То, по чему тоскует товарищ Сандерс, называется «американская нация». Проблема США в том, что нация — продукт индустриальной эпохи, с соответствующими производственными и экономическими отношениями. Это общество больших трудовых коллективов, осознающих свою коллективную силу. Нация пропитана запахом дымов больших заводов и пороха мировых войн, которые велись массовыми армиями. Экономическая же политика США в последние годы состояла в выводе производств за рубеж как наиболее затратной и наименее выгодной части экономического процесса и в концентрации у себя прибыльного дизайна и маркетинга.
Это выносило за пределы страны т. н. «классовую борьбу», превращая Азию в рабочий класс Америки и Европы и внося в отношения между странами классовое напряжение. При этом Азия за этот счет обретает историческую субъектность, а Запад теряет ее вместе с увяданием рабочего класса. Победа Дональда Трампа на выборах — это реакция уничтожаемой американской нации.
В России – не так, в России идет обратный процесс. На данный момент наблюдается тенденция к реиндустриализации России. Она означает восстановление рабочего класса. А это влечет за собой возобновление классовой борьбы.
Вот откуда взялся Колчак. Оттуда же взялись Краснов на Кубани, Маннергейм в Питере, Врангель в Крыму. Такова политическая программа некоторой части российской элиты. Декларация того, как она намерена защищать свое господствующее положение в обществе, как собирается взаимодействовать с рабочим классом, какие методы считает приемлемыми. Когда вешатели таблички Колчаку пишут на ней, что это «полярный исследователь», — это жеманство. Они могут лгать нам, могут даже лгать самим себе. Но основная причина, по которой их все время водит кругами между Врангелем, Колчаком и Маннергеймом, — это выбор, сделанный данными господами в противостоянии белых и красных. Они воспринимают белых генералов как своих защитников. Защитников их собственности, власти, положения.