Неоколониализм в трусах: когда бренд сильнее пулемёта
В современном мире мало что изменилось со времён рабовладельческого строя. Точнее, этот строй никуда не делся – он лишь трансформировался в новые формы. Когда-то рабов физически вывозили из менее развитых или завоёванных силой стран, затем придумали колониальную систему – рабы работали, как говорится, “на дому”, а метрополия вывозила к себе уже только чистый капитал, продукцию или ресурсы. Постепенно, чтобы избавиться от перманентных бунтов колоний против метрополии, была создана новая система – система неоколониализма, когда формально независимое государство попадает в экономическую зависимость от более крупных стран. В результате всё, как и прежде – вывозится капитал, товары и ресурсы, но только теперь “независимые” третьи страны делают это вынужденно, т.к. полностью погрязли в долгах перед экономической метрополией.
Что это даёт западному миру? Это даёт, естественно, жизненные блага. Эти блага перераспределяются среди жителей современных метрополий, хотя и не очень справедливо, но даже пособие по безработице в развитых странах выше, чем средний уровень жизни в колониях. И именно поэтому для многих из нас Запад выглядит, как некий образец благополучия, с которым мы и сравниваем нашу сегодняшнюю жизнь. При этом мы забываем, за счёт чего (а, точнее, за счёт кого) западный мир живёт в сравнительном достатке.
Некоторые говорят: да ладно, не верю. Мол, у Германии кто колония? А у Швеции? Нету таких. Это они всё сами заработали – просто работают лучше нас, поэтому если мы хотим лучше жить – мы должны лучше работать. Между тем, колонии у этих стран есть. И доказать это очень просто – на примере трусов.
Идём в шведский магазин H&M и покупаем там мужские трусы. Обычные, простенькие такие, 700 рублей за упаковку из трёх штук. И что мы видим на упаковке? А на упаковке указано: компания-производитель – H&M, Швеция, произведено в Бангладеш. Вот вам и колония Швеции. Вы скажете – какая же это колония? Это же просто бизнес. Нет, это не просто бизнес. Сейчас поясню.
Неоколониализм сегодня перешёл на новый уровень – на уровень глобального бизнеса. Т.е. теперь не правительство одной страны экономически подчиняет себе правительство другой, не целая страна экономически эксплуатирует другое государство, а обычная коммерческая компания из более развитой страны (метрополии) напрямую эксплуатирует население другой страны. В результате средняя зарплата в Швеции – около 3000 USD, а в Бангладеш – около 80 USD в месяц. Хотя в Швеции сидят только менеджеры, организующие работу и сбыт, а весь товар физически шьётся в Бангладеш.
Такая система очень гибка и удобна капиталистам: таким образом любые бизнесмены из развитых стран (метрополий) одновременно могут эксплуатировать самые различные колонии, и при этом никто никому не мешает. При этом формально никакого колониализма нет.
Вы скажете – нет, всё не так. Это добренький богатый Запад даёт заработать бедным бангладешцам, иначе они бы и этих 80 долларов не увидели бы и просто голодали. И это одно из самых больших заблуждений. Бангладешцы вполне были бы рады шить эти злополучные трусы и продавать их по всему миру, получая по 800 и больше долларов в месяц, но хитрость в том, что мировой рынок жёстко контролируется экономически развитыми странами, и товар из Бангладеш просто не попадёт на западные рынки, или попадёт, но с огромными таможенными пошлинами. В итоге трусы, пошитые в Бангладеш, никто не будет покупать – дорого.
Для наглядности вот такой пример. Представьте городской рынок. Вы живёте за городом, можете производить некий товар и хотите продавать его на этом рынке. Но руководство рынка установило правило: всем, кто живёт не в городе – дополнительный сбор за право торговли на рынке. Причём, заплатить нужно за год вперёд вне зависимости, заработаете вы что-то или нет. Естественно, вы не можете попасть на этот рынок. Зато на рынке работают торгаши, живущие в этом городе. Для них никакого дополнительного сбора нет. Они приходят к вам и заказывают вам товар. По очень оптовой цене. Вам деваться некуда – кушать-то хочется: или не делать ничего и помереть с голодухи, или работать хотя бы за копейки. Вот вы и работаете, получая по 10 рублей за каждую единицу товара. А торгаши этот же ваш товар продают на рынке по 500 рублей.
Вот такой вот неоколониализм.
Иллюстрация: Steve Sack, The Minneapolis Star Tribune