Для чего мы губим молодое поколение?
Первый и единственный раз по жизни меня вызвала на «собеседование» классная руководительница сына. Дескать, надо поговорить о его поведении. Я очень удивился…
У меня — трое, и ни разу с ними не было школьных проблем. Тем более что сын тогда учился в 12-м классе физмат-школы, здоровый такой дядька с бородой, на 7 см меня длиннее… Поговорить о его «поведении»? Гм…
Прихожу, сажусь за парту (в классе), начинаю слушать претензии. Про себя думаю: ё-ё-ё… При моих 1,88 ноги нужно в проход вывешивать, а как мой парень (1,95) тут помещается?.. «Классная» начинает нудить: ваш сын опаздывает в школу, пререкается с преподавателями, а однажды на уроке он — ЗАСНУЛ! Короче, мой парень на 19-м году жизни вдруг стал дисциплину безобразничать. А я его уже лет пять за взрослого держу…
Что делать? Пороть — поздно. Сам может по башке настучать… Прихожу домой, спрашиваю: что за хрень, мужик? Отвечает: папка, да зае… Одно и то же, одно и то же… Последние два года повторяем пройденное, тупо что-то зубрим, ничего нового… Хожу в школу бороться со сном. Ску-у-учно!
А я ведь тоже учился в физмат-школе. Помню, что скучно мне не было ни разу. Не то что заснуть — отвлечься на минуту было нельзя. Прошу показать учебники по математике и физике. Листаю… Знаете, люди, это — не учебники для взрослых людей. Это — какие-то комиксы про черепашек-ниндзя. Мы в 10-м классе уже проходили интегральное исчисление и основы матанализа. А у них в 12-м — еле-еле производные начались — то, что мы проходили еще в 9-м…
И это у сына школа не простая — для умненьких (как бы лучшая в Риге!), я ей за «углубленное изучение предметов» отдельные немалые деньги платил. А в обычной школе что тогда? Таблицу умножения 12 лет грызут? Азбуку изучают? Мама мыла раму?
Я не стал журить своего сына. Сказал: дотяни до экзаменов. Может, с вузом повезет, там не станешь засыпать на занятиях… Экзамены-тесты мой сдал на девятки-десятки, поехал изучать биохимию в Гаагу…
К чему я это рассказал. Вовсе не к тому, чтобы еще раз попердеть, дескать, в советские годы образование было лучше. Это — бесспорно… Однако меня в данном случае заботит иной аспект.
Вот глядите: наши дети сейчас учатся по 12 лет за школьной партой. Учатся не напряжно: по пять дней в неделю (мы учились шесть), обильные каникулы (за год набегает 4 месяца). И у малышей — что, в принципе, нормально, и у взрослых 18-19-летних балбесов — что явно нелепо.
У нас в старших классах тоже были длинные летние каникулы, но, во-первых, мы-то школу заканчивали в 17 лет, а во-вторых, у нас после 8-го класса летом была обязательная производственная практика. Лично я после 9-го класса месяц работал в Институте физики — помощником лаборанта. Нынешняя образовательная система тщательно оберегает 18-19-летних взрослых детей от какой-либо полезной работы.
Далее: окончивши школу в 19-20 лет, молодые люди начинают неторопливо учиться профессии. Большинство из них идут в вузы. Там — 4 года бакалавриат, потом — магистратура. Про то, как их учат в вузах — отдельная песня. Когда я рассказываю современным студиозусам, что в советское время в нашем РПИ (РТУ) на радиофаке занимались 6 дней в неделю, и каждый день было по 5-6 пар лекций-семинаров-лабораторных, а далее еще разные консультации — не верят…
Про себя: трудовая книжка у меня появилась в 17 лет. В 18 лет после первого курса я привез из студенческого стройотряда свою первую тысячу рублей. В 19 лет, учась в на третьем курсе, я уже работал по специальности в конструкторское бюро. Успел в процессе строительства карьеры отслужить два года лейтенантом Советской армии. В 27 лет стал ведущим инженером-конструктором, руководителем группы.
А наши школяры в этом возрасте только-только вылезают из-за парты… Если не захотят еще прослушать какой-нибудь «дополнительный курс» — современная система обучения это поощряет. Я знаю 30-летних (и более) «вечных студентов»…
Что хочу сказать: есть у молодых людей психологический возраст взросления. По себе и своим детям я бы его определил примерно на 16-17 лет. В этом возрасте ребенок-подросток становится юношей, у него появляется желание самоутвердиться во взрослом мире. Энергия его амбиций — огромна. В этот момент он готов серьезно грызть науку, овладевать профессией, зарабатывать первые деньги, рваться наверх. Именно в этот момент его и нужно выпускать во взрослую жизнь — в серьезный вуз (где загружать по полной), на взрослую работу, в армию…
А мы их еще два года держим за школьной партой, бубним: «Дети, а ну-ка достали тетрадочки, повторим таблицу умножения… Петя, не дергай Машу за косички!» В результате бородатый двухметровый Петя и спелая Маша с четвертым размером грудных желез, сидя за детской партой, канализируют свои амбиции в игрушки. Самоутверждаются в «Твиттере» и «Инстаграме» — у кого больше «лайков» и «френдов». А где ж еще?
У них два дня выходных в неделю… Зачем они 15-19-летним оболтусам? Два выходных нужны семейным людям — домашнее хозяйство управить, собственных детей повоспитывать, обстирать, накормить, уроки проверить. Впрочем, случается, что у некоторых старшеклассников тоже появляются дети. От скуки…
И еще четыре месяца каникул в году. ЧЕТЫРЕ, Карл! У взрослых людей! Не знаю, как вы, но я свой последний 24-дневный отпуск отгулял в советском 1989 году. С тех пор более двух недель не могу себе позволить…
Учителя стонут: така-а-ая большая программа, в ней сто-о-олько предметов — меньше чем в 12 лет школу никак не упаковать. Вспомните-ка арифметику и посчитайте: если учить по 6 дней в неделю, да еще каникулы старшеклассникам подсократить — запросто уложитесь в 10 лет. Да еще на изучение интегралов останется.
Нет, я прекрасно понимаю, зачем так заведено. Основная задача — как можно дольше продержать молодежь в школе/вузе, поскольку рынок труда их не ждет. Это — маскировка скрытой безработицы. Что ж, если общество может себе это позволить, пускай молодежь поваляет дурака подольше. Наработается еще после 60-ти…
Но вот в чем засада: природу не обманешь. Нельзя сдвинуть женский детородный возраст к 50-ти, нельзя натренировать спортсмена из 40-летнего дядечки с пивным животиком. Всему свое время. Так и во взрослую жизнь входить надо вовремя, когда тестостерон на пике, когда хочется «когти рвать» и «землю грызть», когда готов прыгать выше собственной головы, чтобы показать себя.
А к 26-27 годам, когда молодой (уже не очень) человек вылезет наконец из-за ученической парты, изнеженный и избалованный системой современного образования, амбиций у него уже не будет. Перегорит. Он тихо пересядет в кресло менеджера среднего звена, где будет продолжать постить «селфи» в «Фейсбук», считая «лайки»…
Я где-то читал, что дети, которых мамаши кормят грудью дольше двух лет, отстают в развитии, они более инфантильны по сравнению со сверстниками, у них заторможена реакция, им не хватает здоровой агрессивности. Причем это отставание сохраняется на всю жизнь.
Мне кажется, с современной молодежью мы делаем то же самое. Со всем поколением.