Либерализм с человеческим лицом
Помните реплику о либералах, которую великий Достоевский вложил в уста одного из персонажей самого известного своего труда? Я процитирую этот небольшой фрагмент:
— Позвольте, — с жаром возражал Евгений Павлович, — я ничего и не говорю против либерализма. Либерализм не есть грех; это необходимая составная часть всего целого, которое без него распадется или замертвеет; либерализм имеет такое же право существовать, как и самый благонравный консерватизм; но я на русский либерализм нападаю, и опять-таки повторяю, что за то собственно и нападаю на него, что “русский либерал” не есть русский либерал, а есть не русский либерал. Дайте мне русского либерала, и я его сейчас же при вас поцелую.
И действительно — в либерализме нет ничего плохого, но ровно до тех пор, пока этот либерализм сохраняет человеческое лицо. Поэтому когда Владимир Путин в своё время назвал себя либералом, он не шутил — наш президент действительно является одним из главных либералов планеты. Более того — именно либерализм стал сейчас де-факто той идеологией, которую Россия может предложить уставшей от американской «демократии» планете.
Вот расшифровка Валдайской речи Владимира Путина. Я рекомендую прочесть текст по ссылке целиком, там много интересного:
http://kremlin.ru/events/president/news/50548
А вот некоторые фрагменты речи, к которым я хочу привлечь ваше особое внимание:
Уважаемые коллеги, будем реалистами: военная сила, конечно, остаётся и, безусловно, ещё долгое время будет инструментом международной политики. Хорошо это или плохо, но так есть по факту жизни. Вопрос в другом: будет ли она применяться лишь тогда, когда все другие средства исчерпаны? Когда необходимо противостоять общим угрозам, таким, например, как терроризм, и по известным правилам, изложенным в международном праве? Или кулаки станут пускать в ход по любому поводу, порой просто для того, чтобы напомнить миру, кто в доме хозяин, не задумываясь о легитимности применения силы и о последствиях применения силы, не решая проблемы, а лишь умножая их.
…
Невозможно добиться успеха над терроризмом вообще, если часть террористов использовать как таран для свержения неугодных режимов. Никуда от этих террористов не деться, и это только иллюзия, что удастся потом с ними справиться, отстранить от власти либо как‑то договориться. И лучший пример тому — ситуация в Ливии.
…
После обращения официальных властей Сирии о поддержке мы приняли решение о начале российской военной операции в этой стране. Ещё раз подчеркну: она является полностью легитимной, её единственная цель — способствовать установлению мира.
…
При этом совместная антитеррористическая деятельность должна, безусловно, опираться на международное право… Очевидно, что сама по себе военная победа над боевиками не решит всех проблем, но она создаст условия для главного — для начала политического процесса с участием всех здоровых, патриотически настроенных сил сирийского общества. Именно сирийцы должны решать свою судьбу при исключительно корректном, уважительном содействии международного сообщества, а не под давлением извне путём ультиматумов, шантажа и угроз.
…
Конечно, встаёт вопрос: не пора ли международному сообществу все свои действия согласовывать с теми людьми, которые живут на этих территориях? Думаю, что давно пора, нужно к этим людям, так же как и ко всем другим, относиться с уважением.
…
Сирия при всей драматичности нынешнего положения может стать моделью для партнёрства во имя общих интересов, для решения проблем, которые затрагивают всех, для выработки эффективной системы управления рисками.
В речи нашего президента, как видите, чётко просматривается позиция России — международное право превыше всего, вмешательство в дела других государств возможно только в рамках международного права, после получения мандата от ООН. Если вдуматься, это и есть истинный либерализм — только на глобальном уровне, на уровне всей планеты.
Что могут предложить со своей стороны Соединённые Штаты? Уже практически ничего — так как сейчас уже всем понятно, что даже полное подчинение Вашингтону а-ля Янукович ещё не является защитой от майданов и бомбардировок: дядюшка Сэм оставляет за собой привилегию по своему усмотрению судить другие государства.
Любопытно, что аналогичным образом понимают свободу с демократией также и наши проамериканские «либералы». Свобода слова, по мнению оппозиции, это когда в эфире слышно только их мнение, а свободные выборы — это когда выбирается именно их кандидат.
Отмечу также, что наша новая идеология — свобода для каждого государства — весьма привлекательна не только для Сирии, Ирана, Китая и прочих стран из американского чёрного списка, но также и для политических элит самих Соединённых Штатов. Сейчас Америка находится явно не на подъёме, с большой долей вероятности скоро проблемы в экономике США дойдут до критической точки. И в этот момент дядюшке Сэму будет куда как выгоднее видеть «у руля» не нового чёрного властелина, а цивилизованное сообщество строго блюдущих международное право государств.