Шо, опять санкции?
Санкции Евросоюза стали, в основном, проблемой самого Евросоюза. Русские, конечно тоже, потеряли из-за них, но это не те потери, которые бы привели к отторжению народа от власти.
Мало того, западные санкции сплотили русских вокруг Путина (вот сейчас на этом месте у либералов пошли рвотные позывы). Естественно это никому не нравится на Западе, но это их рук дело. Однако давайте взглянем на некие детали, которые могут доходчиво показать, в чем именно состоит промах Запада, и просто удивительно, как быстро сориентировался Путин.
Давайте вспомним, Запад вводит санкции на сотрудничество с Россией как государством и против некоторых физических лиц. То есть, запрещают финансы и, условно говоря, технологии. Оставляют промышленные товары и продовольствие. Что делает Путин? Он накладывает санкции на оставшуюся часть экспортного спектра Евросоюза – продукты питания. То есть, во всех случаях санкции ограничивают сам Запад от экспорта в Россию. Таким образом, мы говорим не о встречных санкциях, а о попутных. Мы говорим о санкциях, отделяющих Евросоюз от русских денег. Это безвозвратные потери. Да, здесь Запад и Россия действуют совместно, против высших должностных лиц Евросоюза, через санкционные ограничения. Не через физический запрет кому-то въезжать в Россию (хотя это тоже замечательная история), а через потери имиджа тех политиков, кто сорганизовал эти замечательные санкции. Фактически мы возвращаемся к гоголевской унтерофицерше. Побочным явлением для ЕС здесь является консолидация российского общества вокруг власти.
Политические оппоненты Путина все больше превращаются в маргиналов, на которых никто не хочет не только равняться, но и высморкаться в их сторону не желает. Да и сами эти оппоненты «плохеют» прямо на глазах. Недавно, увидев Каспарова по телевизору, я был просто ошеломлен. Это же чистейшей воды Паниковский в пикейном жилете, ну даже просто внешне. Так и кажется, что сейчас услышишь нечто вроде: «Шура, я вам всё скажу как родному — я очень уважаю Бендера. Но он осел! Ей-богу, жалкая, ничтожная личность!». И как персонажи все той же книги постоянно твердят только о том, что вот-вот «Черноморск объявят вольным городом».
Вообще-то следует говорить о неких напряжениях в ЕС, возникающих из-за санкций в отношении России. Несколько стран-членов ЕС уже сегодня демонстрируют неповиновение и не собираются продлевать санкции, это Кипр, Италия, Греция, Венгрия, Словакия, Австрия и Испания. Такой видят ситуацию американцы, но это предположение хромает неполнотой информации. А как же Чехия, а как же Сербия, которая хоть и не входит в ЕС, но все еще находится в Европе? Очень часто ошибки американского анализа состоят в том, что к рассмотрению принимается то, что хочется, а не то, что есть.
Тем не менее, напряжение в ЕС возникает и не проходит для него бесследно. Ну что значит, одни санкции хотят вводить, а другие — нет? Возникает напряжение внутри структуры, появляются трещины, получается, что монолита больше нет? Да его и не было никогда. Путин весьма умело играет на противоречиях и, нажимая на различные инструменты, рвет совместное движение разноскоростных экономик. Например, запретив какой-либо продукт, например, цитрусовые из Греции, Путин останавливает экономику этой страны, которая и так на ладан дышала, но вместе с ней в одном экономическом образовании – ЕС находится немецкая экономика, которая от закрытия российского рынка для цитрусовых не страдает никак. Возникает перекос для разных стран по разным продуктам. Путин запросто может подтянуть ослабшую ниточку и вот уже какой-нибудь Олланд запрыгает. Кстати об Олланде, что же происходит с Мистралями?
С Мистралями решения до сих пор нет. Путин не давит, а Олланд спорадически старается найти выход из этой весьма неудобной ситуации. Самым замечательным выходом было бы, чтобы Путин бухнулся в ножки и запросил пощады, побожился отступить и отступил бы из Крыма и перестал бы поддерживать республиканцев. Тогда бы Олланд отдал Путину Мистрали, содрав предварительно еще деньжат за стоянку кораблей у причальной стенки. Этого не произошло. Тогда был придуман некий информационный повод, дескать, США разместят заказы на постройку судов на тех самых стапелях, где строились Мистрали и таким образом Франция отобьет свои потери через новое строительство. Но друзья мои, новый контракт — это новые затраты, и туда убытки за Мистрали не впишешь. Они просто не поместятся. Завязнут оба строительства. По сути, строительство кораблей делается на деньги банков. А они экономическое обоснование потребуют. Никто кредитовать под честное слово не станет. И как затраты на прошлый корабль перекинут на нынешний? Вам просто не дадут кредит под такое строительство. Так что мы-то с вами прекрасно понимаем, что это не более чем деза, вот пусть сами ее и лопают. И потом, даже если бы все было хорошо, пока не пойдут платежи за старый контракт, банк нового кредита не даст.
А Путин знай себе троллит Запад. Высадившиеся за полярным кругом десантники всполошили всё евроболото и они теперь думают: «Русские уже там, а у нас даже ледоколов нет. Нужно срочно начинать, пока Путин всё не захватил». А деньги взять где? Может у Путина занять? А может, Путин блефует? Аха, с Крымом тоже говорили, что блефовал, а теперь что? К тому же, например, немецкие производители военного оборудования, которые из-за санкций недополучат прибыли, требуют от ЕС компенсации. А деньги вообще-то нужно было бы давать Украине и Греции.
В общем и целом, это не новая история. Уже на протяжении многих лет, Путин очень грамотно растягивает ресурсы Запада, например, помогая НАТО осуществлять транспортировки в Афганистан через базу на территории России. Если бы, например, Россия не помогала, то США возможно бы быстрее свернулись и вышли из-за неприемлемой дороговизны, но Путин помогает Западу сорить деньгами и таким образом обескровливает западные экономики.
Что же касается самого большого месседжа Западу в виде учений, то это ровно то, что было сказано в событиях на Украине с той лишь разницей, что там было сказано, что это наш народ, и мы будем защищать его, чего бы это ни стоило. В Прибалтике Путин сказал, мы не потерпим, чтобы НАТО продолжало движение в нашу сторону, потери будут неприемлемо большими. Есть еще и некий намек. Теперь ситуация нагревается уже в зоне непосредственной близости с Германией. Этот месседж Меркель, разумеется, не пропустит. Что же касается санкций, которые рассматривать должны уже сегодня, то это совсем не гарантированное событие, здесь погода сильно изменилась, и ЕС уже слегка штормит. Если сигнал не будет услышан, то возможно раскол ЕС начнется именно с этого вопроса.
Источник: Contrpost