Как коррупция съела Люфтваффе
Авиация остаётся самым слабым звеном вооружённых сил Германии. В пригодном состоянии находится лишь треть ударной техники. Серьёзные опасения вызывает ситуация с новейшим военно-транспортным самолётом A400M. По сообщению Deutsche Welle, из восьми закупленных машин в строю сегодня только одна. В чём корень проблем Люфтваффе?
Наиболее вероятная причина, о которой не пишут – насквозь коррумпированный ВПК, последние десятилетия работающий по американскому образцу – венцу творения рыночной экономики. Стоимость техники максимально завышается, она напичкивается электроникой, на отладке и программном обеспечении которой можно отмыть любые суммы.
И это оправдано. Ведь страна богатая, опасаться нападения России может накачиваемое пропагандой быдло, а наверху прекрасно знают, что России более полумиллирда населения в десятках стран и на фиг не нужны – на постсоветском пространстве и то порядка нет и в ближайшие десятилетия не будет. А потому все связанные с ВПК структуры пилят и пилят – от глав государств до рядовых чиновников. В условиях расцвета ТНК удержу им нет – болше и наглее всего зарабатывают на межгосударственных связях производства-ремонта-купли-продажи военной техники (пример поставок ФРГ в Прибалтику я приводил многократно).
Четырёхмоторный турбовинтовой A400M — гордость франко-германского концерна Airbus. Машина с грузоподъёмностью 37 тонн относится к классу тяжёлых транспортных самолётов и приспособлена для посадки на грунт. Помимо переброски военной техники и десанта A400M может выполнять функции электронного наблюдения и воздушной дозаправки.
Крылья самолёта изготовлены из углеродного волокна и армированного пластика, винты — из композитного материала. Они попарно вращаются в противоположных направлениях. A400M может перевозить более 110 десантников или два вертолёта, или шесть бронемашин, две гаубицы или реактивные системы залпового огня.
A400M несколько уступает в грузоподъёмности российским транспортным самолётам аналогичного класса Ил-76 (до 48 тонн, и даже до 60 тонн у Ил-476), но превосходит их в экономичности.
К сожалению, развал Союза и дурацкое русофобие Кучмы и Ко не позволила довести до ума проект винто-вентилляторного Ан-70. Заинтересованная в таких машинах Россия 10 лет укачивала Киев и еле договорилась о паритетной оплате производства. Ющенко в 2005-м финансирование прекратил, проект саботировал – и вот результат: pаложенный в 91-м самолет принят на вооружение лишь в 2015-м, и в таком виде и цене, что лучше бы и не делали. Собственно, их и не делали – доделали второй экземпляр, восстановленный после аварии. Третий опытный экземпляр взлетит, если очень повезет – Россия поставляла 90% комплектующих и обладает правом на 50% интеллектуальной собственности. И на этом всё. Так что дальше, если без России – только на других движках и авионике, и под другим именем (Ан-188).
Серийно выпускать этот самолет Киев не может. Превосходивший по всем параметрам зарубежные машины этого класса, сегодня он соответствует им лишь по стоимости (под 70 млн. долл. на 2012 год при условии серийного производства). Ан-188 будет стоить как А400, вдвое дороже.
Детище Airbus не в состоянии перебрасывать танки и самолёты, якобы у европейских вооружённых сил, в отличие от российских или американских, подобной нужды нет. Дальность полёта A400M с максимальной загрузкой — чуть более 3000 км.
Стоимость A400M составляет €152 млн. В программу создания европейского военно-транспортного самолёта было вложено около €20 млрд, из которых почти половина — деньги ФРГ. Чтобы окупить расходы, европейцам необходимо приобрести более 130 машин. Судя по текущим планам закупок, это вполне реальная задача.
Европейские эксперты признают, что тактико-технические характеристики A400M немного уступают американскому транспортнику Boeing C-17 Globemaster III. Однако Европа стремится уменьшить зависимость от поставок американских самолётов, и A400M — её единственный шанс. Главная проблема немецкого командования — у них нет своих военно-транспортных самолётов. Они вынуждены сегодня прибегать к услугам американцев, которым таких самолётов самим не хватает.
A400M начали разрабатывать в 1980-е годы группой Future International Military Airlifter как противовес доминировавшему на рынке Boeing. Около 15 лет шли проектные работы, а европейские правительства никак не могли договориться, стоит ли вкладывать деньги.
11 декабря 2009 года состоялся первый полёт, и Airbus достаточно быстро развернул серийное производство под десятки заказов. A400M стал поступать в войска с 2013 года, но радостные реляции не появились.
7 февраля 2017 года министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен, пребывая с визитом в Литве, не смогла вернуться домой на принадлежащем Люфтваффе A400M из-за проблем с двигателем.
По иронии судьбы инцидент произошёл спустя несколько часов после объявления о готовности Германии приобрести 53 таких самолёта и таким образом стать самым крупным покупателем. В этом году немецкие ВВС должны получить восемь или девять единиц A400M.
Как указывает DW, только один из восьми немецких A400M находится в нормальном состоянии. Три самолёта проходят ремонт, три машины будут проинспектированы и одна — модернизирована.
Проблемы с A400M в Германии усугубляет общее состояние Люфтваффе
Согласно данным французского аналитического бюллетеня TTU (Très Très Urgent), по состоянию на декабрь 2016 года из 30 франко-германских транспортников С-160 Transall взлететь были способны 19. Производство этих самолётов прекратилось ещё в 1985 году. Из 216 истребителей Tornado и Eurofighter в воздух могли подняться только 69 машин (31%).
По информации TTU, в конце прошлого года на балансе Люфтваффе было пять A400M, но в нормальном состоянии находилась только одна машина. Неважно у Германии обстоят дела и с вертолётами: пригодны к эксплуатации лишь 300 машин из 1000. В частности, от земли не могут оторваться 25 из 43 тяжёлых транспортных вертолётов CH-53. Не в лучшем состоянии пребывает и ударная вертолётная авиация: из 27 UH Tiger в боеготовности только 12 машин.
Выявление дефектов
Неудовлетворительное состояние немецких ВВС аналитики объясняют ситуацией, сложившейся по окончании холодной войны: на протяжении почти 25 лет у Европы не было необходимости в содержании крупных ударных авиационных сил, и в итоге они деградировали. Однако это оправдания, не способные объяснить инциденты с новинками авиапрома.
Опрошенные RT эксперты полагают, что из поломок A400M пока не стоит делать далеко идущих выводов. Самолёт совсем недавно начал поступать в войска, и различные технические проблемы в ближайшие несколько лет будут неизбежны.
В самой Германии после инцидента с Урсуллой фон дер Ляйен настроены не столь оптимистично. Минобороны страны охарактеризовало инцидент как «крайне досадный». Власти также обратились к концерну Airbus с призывом устранить неполадки.
«Компания знает, что необходимо сделать. Мы хотим получить надёжный и эффективный самолёт», — заявил представитель министерства.
И немцы правы – это не детские болезни – самолет востмой год летает, чеиыре года в войсках, заказов на 6 лет вперед (по 30 в год). При такой серии и сроках он уже должен изжить обычные детские болезни. Да и какие “детские”, если на крыле стоит один из восьми!?