Банка с пауками
Максим Жиленков пишет:
Борьба за власть внутри коллективного руководства впервые проявилась через несколько дней после смерти Сталина, а именно 14 марта 1953 года, на внеочередном Пленуме ЦК КПСС. Тогда, как уже объяснялось выше, вероятнее всего произошел сговор Берии, Хрущева и Молотова против Маленкова, чтобы вынудить его оставить пост секретаря ЦК и «сконцентрироваться на работе Правительства. Анализируя этот факт, а также дальнейшее развитие событий в СССР, можно сделать вывод, что коллективное руководство было очень неустойчивым и в момент сильного усиления одного из его участников другие начинали кооперироваться против него с целью сбалансировать его влияние.
Эта смертельная игра закончилась поражением Берии, быстрым и предвзятым судом и скорой казнью его и его ближайших соратников.
Невольно задаешь себе вопрос — неужели это роковая неизбежность? — выдвижение в высшее руководство именно таких людей — цепких, жестоких, беспринципных, не имеющих ничего общего с идеалами, написанными на знаменах их партии — Свобода, Равенство, Братство, особенно Братство. Если это системный рок, то есть ли у человечества вообще шанс выйти за рамки наличествующего модуса существования и вообще когда-нибудь перейти из царства необходимости в царство свободы? Зачем нести огромные жертвы, гибнуть в боях и выкладываться на стройках коммунизма, умирать и убивать, если итогом всего всё равно станет некая банка с грызущимися в ней пауками. Которые в итоге сожрут и все построенное неимоверным трудом и кровью, как и вышло. Или даже маленький шаг человечества стоит любых жертв?
Даже если объективно это так, человек ведь не арифмометр. И зная, что шаг ради которого он должен будет принести все эти неимоверные жертвы не станет окончательным и решающим, а всего лишь очередным приближением, пойдет ли он на него?
Ведь как они пели — это есть наш последний и решительный бой. Легко идти в последний и решительный. А идти и знать, что еще неимоверно долго на каждые два шага вперед будет шаг назад — трудно.
Думаю, неслучайно Горький в своей Старухе Изергиль дал именно такую концовку — «И один «осторожный человек… наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло».
Что здесь можно сказать — да, осторожный человек затоптал горящее сердце Данко. Да, циничные люди в конечном счете захватили власть в благой стране СССР и убили её. Но Данко вывел свой народ из смрадного леса. А СССР на время вывел человечество из такого же смарадного исторического тупика.
И еще. Убита иллюзия, что он возможен — последний и решающий бой. Бой будет вечным.