Заминированная Москва

Знаете ли вы, что в 1981 году, перед проведением XXVI съезда КПСС, в ходе проверок московских зданий на предмет возможных диверсий, в здании Госплана, расположенном на Охотном Ряду (сегодня это Госдума РФ) под слоем штукатурки был найден детонирующий провод немецкого производства образца 1930-40-х годов? Прибывшие на место происшествия саперы обнаружили, что провод вел к нескольким сотням килограммов взрывчатки, которая была заложена под фундаментом дома, ориентировочно, в 1941 году. Разминирование здания продолжалось порядка 10-12 дней.

Второй громкий случай с обнаружением мощных зарядов произошел в июле 2005 года. Тогда в российской столице снесли гостиницу «Москва», здание еще довоенной постройки. Так вот во время сноса 10 июля примерно в 14:30 из потайных замурованных ниш, расположенных в подвальных помещениях гостиницы, были извлечены ящики времен Великой Отечественной войны, в ящиках находилось 1160 кг тротила.

Предполагается, что взрывы в обоих указанных зданиях должны были быть инициированы радиоуправляемой миной Ф-10. Что же она из себя представляет?

Согласно немецким описаниям, которые были составлены после встречи с советскими радиоминами Ф-10, данная мина представляла собой 8-ламповый радиоприемник, оснащенный 30-метровой проводной антенной. Первоначально немцы считали, что эти мины поставлялись в Советский Союз из США, но это была ошибочная информация, мины действительно были советскими. Вплотную к приемнику объектной радиомины располагалась 12-вольтная аккумуляторная батарея, которая соединялась с приемником при помощи кабеля. По внешнему виду и размерам батарея и приемник были схожи, однако приемник на верхней панели имел не один, а два соединительных разъема. Батарея и приемник вместе укладывались в прорезиненный герметичный мешок, из которого выходило 5 линий (4 для присоединения к электродетонаторам зарядов взрывчатки, одна для антенны). Помимо блока управления и аккумуляторной батареи, в мешке могла быть установлена специальная мина-ловушка натяжного действия, которая должна была сработать при попытке его развязать.

Восьмиламповый блок управления мины мог принимать и декодировать специальный радиосигнал. После принятия сигнала выдавался электрический импульс, который активировал детонаторы. При использовании вместе с миной специального разветвителя число подрываемых детонаторов можно было существенно увеличить. Фактически подобной миной можно было подорвать на расстоянии любое количество взрывчатых веществ, причем мина могла быть расположена не рядом с зарядом взрывчатки, а на расстоянии до 50 метров от него.

Блок управления миной с разветвителем или без него вместе с аккумуляторной батареей хранился в прорезиненном мешке. При постоянной работе устройства аккумуляторной батареи хватило бы на 4 дня, чтобы поддерживать мину Ф-10 во взведенном состоянии. Лампы, которые использовались в мине, потребляли значительный объем электроэнергии, поэтому на больший срок используемых батарей не хватало. Однако советские инженеры сумели решить данную проблему, существенно продлив срок работы мины. Для этого к радиолампам было подключено часовое реле, которое периодически их просто отключало. Благодаря такому решению, время активного состояния радиомины удалось увеличить в 5-10 раз.

Одними из самых известных управляемых взрывов стали взрывы на Крещатике и прилегающих к нему улицах украинской столицы. Здания, расположенные на центральной улице Киева, начали взрываться примерно в полдень 24 сентября 1941 года (немецкие войска вошли в городе 19 сентября). Мины детонировали не все сразу, а по очереди, с определенной периодичностью. Из-за многочисленных бутылок с зажигательной жидкостью, которые хранились на чердаках и крышах зданий (они оказались там в ходе подготовки Киева к уличным боям), в городе возникли сильные пожары, которые продолжали полыхать вплоть до 28 сентября. Взрывами была уничтожена жандармерия, полевая комендатура, офицерская гостиница, кинотеатр, склад радиоприемников и множество других городских зданий. Точное количество немецких солдат и офицеров, которые стали жертвами данной диверсии, неизвестно по сей день.

22 октября 1941 года подобная диверсия удалась и в оккупированной румынскими войсками Одессе. В 17:45 здесь было взорвано здание НКВД, расположенное на улице Маразлиевской (тогда Энгельса). В этом здании находился штаб 10-й пехотной дивизии 4-й румынской армии, а также румынская военная комендатура. Здание много раз достаточно тщательно осматривалось и немецкими, и румынскими саперами, так как оккупационные власти Одессы несколько раз предупреждались предателями о том, что оно было заминировано советскими войсками. Однако саперы так и не смогли найти оставленных «сюрпризов», в результате 22 октября здание взлетело на воздух вместе с находившимися в нем румынскими офицерами. Под развалинами бывшего здания НКВД в Одессе навсегда остались многие офицеры штаба 10-й румынской пехотной дивизии, а также военный комендант города — командующий данной дивизии генерал Ион Глогоджану.

Москву, очевидно, минировали перед предполагаемым оставлением в такой спешке, что не сохранили документацию о заложенных зарядах. Все ли заряды обнаружены по сию пору — не может сказать никто.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

5 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.