Воспроизводство элит
«Я неоднократно наблюдал, что отличительной чертой людей, вращающихся в свете, является ледяное, невозмутимое спокойствие, которым проникнуты все их действия и привычки, от самых существенных до самых ничтожных: они спокойно едят, спокойно двигаются, спокойно живут, спокойно переносят утрату своих жен и даже своих денег, тогда как люди низшего круга не могут донести до рта ложку или снести оскорбление, не поднимая при этом неистового шума.» (Эдвард Джордж Бульвер-Литтон, «Приключения джентльмена»)
А ведь это хоть ещё и не психопат, но всё же однозначно особенный психотип. Психопатов в элитах раза в два больше, чем в среднем по палате, да, это научно-медицинский факт. Но даже «в два раза больше» это всего-то от трёх до шести процентов от общего числа принимающих решения. То есть — само пребывание в элитах требует как минимум латентной психопатии — того, что описано в цитате выше. Особенно — в кризисной ситуации.
Был у меня коллега, по всем параметрам размазня и подкаблучник, способный впасть в истерику от одного только окрика жены. Однако при решении рабочих проблем на него любо-дорого было посмотреть. Куда девалось тогда всё слюнтяйство, совершенно не ясно: строгий план решения возникших вопросов; последовательные пошаговые инструкции каждому из исполнителей; при малейшей попытке возражения чрезвычайно жёсткий тон, совершенно не похожий на его обычное му-му — которому возражать у работников не получалось в принципе; полная уверенность в собственной правоте при общении с клиентами. И — в результате решение сложных вопросов в считанные минуты. А как только инструкции розданы, клиент утихомирен, а антикризисная машина запущена в действие, человек говорит «фух!», расслабляется, и снова превращается в обычного милого скромнягу.
Потрясающая трансформация, надо признать. Которую я если где ещё и наблюдал, то именно что у людей немалого полёта: вот только что он, чиновник весьма высокого ранга (например) — рубаха-парень, «Тёмыч, тут такая фигня, но давай сначала лучше по пиву». А через секунду — терминатор, который мгновенно принимает решения и находит выходы из безвыходных ситуаций. И который бульдозером раскатает любого, кто встанет у него на пути.
Собственно, вот этот мой коллега, он вполне мог бы занять, при прочих условиях, соответствующее место в элитах — не будучи при этом психопатом от слова совсем. Он просто имеет этот механизм включения в кризис как врождённый — от природы дано. У него это просто есть — умение в критических ситуациях отключать себя обычного и включать себя хладнокровного и решительного. И он при этом отнюдь не психопат, о, нет, но — и уже особенный психотип. Психотип власти. Вне которого во власти делать попросту нечего.
Достигается ли подобный склад характера воспитанием? Несомненно — в тех же частных школах, в военных колледжах, и т.д. — когда человек сызмальства ломается через коленку, и просто вынужден включать защитные механизмы организма, ради элементарного выживания (выживания социального, понятно что). Тогда да — тогда через ломку и из овоща получается топ-менеджер.
То есть сам по себе этот психотип власти, в отличие от психопатии, есть вещь вполне воспроизводимая искусственно. С известными результатами: когда двадцатилетний сопляк по выходе из подобной школы-жизни-школы-капитанов способен на такое же включение терминатора, которому обычному человеку приходится учиться до сорокета минимум, да ещё и через прохождение по сложнейшей карьерной лестнице — вот это и называется выращиванием элит. Потому что «до сорокета» такой сопляк будет тратить время не на освоение навыков, а на их шлифовку до состояния идеальной управленческой машины. И любого «самородка», который нарабатывал навыки собственными шишками и граблями, такой выращенный с детства терминатор по определению делает на раз-два.
Собственно, это и всё, что стоит знать о воспроизводстве элит. И для понимания того, отчего у кого-то они компетентны, а у кого-то (не будем показывать пальцами) фигня на палочке.