Шизгара на костях
Родившийся после распада СССР, скорее всего, смысла заголовка не поймёт. Потому как из двух слов (и 1го предлога) знаком только с одним. Кто такой или такая «шизгара» — знают, в большинстве, только те, кто родился лет за 20 до развала Союза. А вот смысл всей фразы осилят не только лишь все, а только те, кому довелось родится лет так за 30-40 (или ещё раньше) до окончания советской эпохи.
С «шизгарой» всё просто. В тексте знаменитой песни «Venus» голландской группы Shocking Blue есть слова:
She’s got it, Yeah baby she’s got it…
Но в американизированой версии английского языка допустимо в речи использовать упрощение —
«She is gara it» или «She is garra’it(s)».
Но вот при чем тут кости?
Дело в том, что понятие советского самиздата касается не только литературы.
В 50-70е года в СССР недостаток иностранной или запрещённой к распространению в стране бардовской музыки народ пополнял путём производства и распространения самодельных пластинок. Делали их путём нарезки звука на рентгеновские снимки при помощи специалного устройства — рекордера.
Принято считать, что появлению «музыки на костях» меломаны обязаны жителю Ленинграда Руслану Богословскому, который изобрёл самодельный аппарат для звукозаписи и вместе с товарищами открыл подпольную студию звукозаписи «Золотая собака».
«Внимательно изучив в студии Филона (основателя студии «Звукозапись», у которого Богословский позаимствовал идею записи на полумягких дисках. — RT) принцип работы аппарата и проведя ряд необходимых замеров, Руслан сделал рабочие чертежи, после чего нашёл токаря-универсала, взявшегося изготовить необходимые детали. Короче говоря, летом 1947 года великолепный аппарат для механической звукозаписи был готов», — писал в статье для журнала «Пчела» поэт Борис Тайгин.
Старые рентгеновские снимки создатели «Золотой собаки» брали в городских поликлиниках — медицинские работники были только рады избавиться от хлама. Вытачкой металлических резцов Богословский занимался самостоятельно, а резцы покупались на толкучке у Обводного канала.
Производством и продажей пластинок молодые люди зарабатывали более трёх лет, пока в Ленинграде не начались аресты причастных к этому бизнесу. Руслана Богословского осудили на три года, а Тайгина — на пять лет. Аппаратура была конфискована и уничтожена. Однако, выйдя на свободу, приятели по чертежам восстановили звукозаписывающий аппарат и вновь начали предпринимательскую деятельность.
«Усовершенствованный Русланом аппарат теперь мог, шагая в ногу со временем, писать и долгоиграющие пластинки со скоростью 33 оборота в минуту! Филон посчитал это новшество излишним и по-прежнему записывал пластинки со скоростью 78 оборотов в минуту: так было быстрее и проще в изготовлении. Тем более что любители этих музыкальных жанров, изголодавшиеся за период нашего вынужденного отсутствия, покупали любые пластинки без особых претензий», — отмечал Тайгин.
Спустя четыре года Богословского снова арестовали. За три года пребывания в лагере он придумал способ изготовления твёрдых пластинок в домашних условиях и, выйдя на свободу, наладил производство дешёвых, но более качественных экземпляров, за что в третий раз оказался в тюрьме.
Как видно, занятие было весьма уголовно-наказуемое, но народ всё равно шёл на риск, ведь наказать могли как производителя запрещённого аудио-контента, так и его продавца с покупателем.
В Москве было 3 основные точки реализации незаконной «рёберной» музыки. Располагались они возле отделов по продаже грампластинок в ГУМе на 3й линии в конце, магазине «Детский мир» на Дзержинской (тогда) площади и на Новом Арбате. Суть приобретения альтернативного звука сводилось к следующему: надо было несколько минут постоять взирая на витрины с винилом задумчивым видом. Если уровень задумчивости и потенциальной безобидности клиента устраивал торговца, последний подходил и не громко интересовался:
— Другая музыка интересует? — правильным ответом на пароль звучало:
— Какая?…
И вот тут изо рта продавца вываливалась целая лавина знакомых юным меломанам имён —
— Высоцкий, Битлы, Роллинги, Дю папл, Лэд Зэплин, Хипы и т.д…
По ходу, сделка тут же и заключалась. Заветный рубль из кармана счастливого покупателя перекачёвывал подпольному торговцу, а тот, не глядя, доставал из-за пазухи первую попавшую прозрачную нарезку с черепом или грудной клеткой деловито сообщал:
— Здесь 2 концерта Цепеллинов и один Слэйда. — После чего незаметно растворялся в толпе…
Да, мы прекрасно знали, что никаких там концертов нет, одна песня и дай Бог — целиком (бывало, что длинную, например Pagan Baby Криденсов обрезали посередине). И дай Бог, чтобы там оказалось хотя бы что-то действительно запрещённое. Бывало и Зыкину подсовывали, ставишь на вертак, а из него: «из далека, долго, течёт река Волга…». Бывало вообще издевались — ставишь рёбра, а на них: «…Что, рока захотели? А вот х.. вам, будете слушать камерную музыку»…
Но мы всё-равно пару раз в месяц, наэкономив на мороженом и булочках ехали в центр, чтобы в очередной раз попытать удачу.
В 70х ситуация радикально изменилась — пришла эра магнитной записи. Что такое CPR, тип-1, тип-2, Тип-6, тип-10, ORWO; Нота-303, Днепр, Юпитер — люди пенсионного и предпенсионного возраста прекрасно знают и помнят. Тогда то «железный зановес» в Союзе, в культурной его части и прорвало. Оригинального винила было мало и стоил он безумных денег. Помню, первую «фирменную» пластинку купил в 75м году. «Индискрит» Спарксов за 50 рублей. А средняя зарплата тогда была ЕМНИП 100-120р в месяц. Но благодаря магнитным записям практически любой человек мог через знакомых найти любого исполнителя.
Потом, на рубеже столетий была совсем коротенькая эра записи на CD-R болванки. Первые рекОрдеры, помню, писАли в лучшем случае на 2й скорости. То есть, диск под забивку мог писаться пол-часа(!) Потом скорость записи постоянно росла и где-то в районе 52й, опупея с сидюками пришла к своему логическому концу.
Сейчас народ вообще расслабился — всё есть в интернете. А интернет есть у всех, поэтому большинство не видит особого смысла делать резервные копии.
Интернет вообще перевернул всю нашу жизнь. Помимо возможностей хранить бездонное количество информации, мгновеннй пересылки сообщений, денег и общения, в нем появились куча сервисов и инструментов для реализации своих творческих задумок. Только не ленись.
Кто-нибудь в 70е пытался сделать свой сборник на магнитной ленте? Я пробовал. впечатления незабываемые. На получасовую сборку уходил день (пока там перемотаешь, найдешь, запишешь) и не факт, что с уровнями все будет ОК. Про кросс-фейды вообще речи не шло, такого рода вещи могли делать только в серьёзных студиях звукозаписи.