Партийная дойка страны
Когда украинский гражданин отправляется на избирательный участок, чтобы отдать свой голос за того или иного кандидата в президенты или депутаты, он искренне уверен в том, что таким образом голосует за свои личные интересы, либо за интересы страны. При этом голосующий даже не подозревает, что его участие в выборах настолько же бессмысленно, насколько и бесполезно. Как для него лично, так и для страны в целом.
Дело в том, что ни одни украинские выборы за всю историю независимой Украины не являлись выбором голосующего на них народа. Образно говоря, это был выбор без выбора, когда население выбирало между плохим и очень плохим. Причём чаще всего выбирало очень плохое. Свидетельством тому является та ситуация, в которой сейчас оказалась Украина.
Главная причина этого – существующая украинская политическая система, представляющая собой декорацию, на фоне которой вот уже двадцать с лишним лет происходят публичные выяснения отношений между несколькими десятками самых богатых и влиятельных семейств Украины, вырывающих друг у друга право контроля над «распилом» страны.
Украинская политика – это продолжение украинского бизнеса, но только иными средствами. Именно поэтому политические партии Украины, это по своей сути бизнес-проекты, наиболее удачные из которых, открывают ничем не ограниченный доступ их владельцам и клиентам к ресурсам страны. Украинские политические партии создают с помощью больших денег ради очень больших денег. К интересам тех или иных национальных, социальных, профессиональных и прочих групп, которые они якобы представляют, в действительности партии никакого отношения не имеют. Их предназначение – обогащать тех, кому они принадлежат, и тех, кого они обслуживают.
Любая политическая партия Украины это структура, состоящая из нескольких узнаваемых населением спикеров, публично играющих роль её лидеров, и нескольких десятков/сотен партийных функционеров, технически обеспечивающих работу спикеров и информационно-политическую деятельность партии. Подобные структуры создаются и существуют для того, чтобы за деньги оказывать услуги богатым индивидам, которым необходимо контролировать государственные учреждения для обеспечения своих коммерческих интересов. Естественно, что деятельность партийных бизнес-проектов сопровождается набором определённых идеологических и политических лозунгов. Однако по своей сути они – это элемент маркетинга, позволяющий эффективно «продавать» партию электорату в обмен на его голоса.
Чем успешнее политическая партия «продаётся» народу на выборах, тем выше её восстребованность и цена её услуг на политическом рынке. Т.е. большие деньги создают партии, а потом партии, как бизнес-проекты, позволяют своим владельцам и клиентам получать очень большие деньги. Иного предназначения политические партии на Украине не имели и не имеют.
Наиболее успешными бизнес-проектами являются те политические партии, которые обслуживают интересы клиентов, находящихся у власти и занимающих высокие государственные посты. Наличие у клиента админресурса позволяет партии, обслуживающей его интересы, иметь практически неограниченное финансирование.
Например «Блок Петра Порошенко» на парламентских выборах в прошлом году применял стратегию, которой пользовались его предшественники («Наша Украина» и Партия регионов) – приглашал в проходной список «своих» бизнесменов, которые за собственные деньги вели не только личную избирательную кампанию, но и оплачивали агитацию за сам партийный список. При этом у БПП не было отбоя от желающих его финансировать. Ведь это гарантировало бизнесменам инкорпорирование себя или своих представителей во власть.
Если верить политтехнологам, работавшим в избирательном штабе Петра Порошенко, его президентская кампания была для него практически бесплатной. Крупные предприниматели, чей бизнес связан с разгромленной Партией регионов, полностью оплатили рекламу, организацию местных штабов и работу агитаторов в регионах.
Аналогичным образом действовал и Арсений Яценюк. Так экс-глава МинАПК Игорь Швайка в своём интервью поведал журналистам о том, что накануне парламентских выборов Яценюк, будучи лидером шедшей на выборы партии Народный фронт, принуждал в областях представителей местного бизнеса к финансированию этой политической силы.
Кроме того, весьма распространённой формой финансирования политиков и партий является продажа депутатских мандатов. Так, например, в своё время президент Европейской Бизнес Ассоциации, главный исполнительный директор инвестиционной компании Dragon Capital Томаш Фиал, открыто и публично сообщил о том, что президент Украины Пётр Порошенко и премьер Арсений Яценюк продавали места в списках своих политических сил по 3—10 млн. долл. Естественно, что подобное заявление никем опровергнуто не было. Его просто игнорировали.
Точно так же, по сообщениям СМИ, местами в проходном списке торгует «Батькивщина». В этом партийном бизнес-проекте, в силу его нынешней слабости, продаётся до половины депутатских мандатов. Это позволяет существовать как Юлии Владимировне, так и её партии.
Серьёзные инвестиции в серьёзные партийные структуры делают и олигархические группировки, борющиеся между собой за власть и политическое влияние. Без их внимания не оказывается ни одна политическая партия.
В данном случае олигарх либо вносит свою долю в общий финансовый бюджет партийного бизнес-проекта, получая за это некие дивиденды, либо покупает его «контрольный пакет», и тогда продавшаяся партия, оказавшись при власти, просто выполняет указания своего владельца, отрабатывая потраченные на неё деньги.
Чаще всего используется первый вариант финансирования. Он позволяет владельцам партийного бизнес-проекта сохранять определённую самостоятельность в отношениях со своими клиентами.
Именно поэтому, к примеру, представители группы «Приват» и RosUkrEnergo после недавних парламентских выборов оказались ровным слоем в «Блоке Петра Порошенко», «Народном фронте» и «УДАРе» – наиболее успешных партийных бизнес-проектах прошлого года.
Впрочем, это не помешало Коломойскому создать свою партию «УКРОП», а Лёвочкину-Фирташу-Бойко – «Оппозиционный блок» (не считая Партии развития Украины).
Как правило, владельцы партийных бизнес-проектов достаточно активно приспосабливаются к политической конъюнктуре на Украине, меняя как своих основных клиентов, так и моноритарных держателей партийных «акций» из проходного списка.
Наибольшую гибкость в этом смысле проявляет Радикальная партия под руководством Олега Ляшко.