ОБРАЗ ЧАЕМОГО БЛАГА
Рациональное мышление, интеллект (как прогнозно-планирующий механизм будущих действий) начинаются с представления о Единстве Истины. В двух словах, ВСЯ работа интеллекта строится на том, что он отделяет истину от заблуждений. Если он перестанет это делать, то он перестанет работать, ибо у него нет другого предмета для деятельности. Можно спорить, превратиться ли интеллект, отказавшийся от веры в истину, в простое зеркало, отражающее видимость вокруг человека, или полностью погрузится во тьму, в небытие. Но предмета для его деятельности не будет.
Главный мотиватор работы сознания – поиск истины и разоблачение заблуждений, лжи, обманов в том виде, в каком человек их себе представляет. Если в сознании человека что-то случится с ТОТАЛИТАРИЗМОМ КУЛЬТА ИСТИНЫ – мышление развалится.
Человеку не о чем думать – если предположить, что истины нет. Человеку незачем думать – если предположить, что истин много.
Человек не будет искать того, чего по определению нет.
Человек не будет искать то, чего по определению много.
Давайте упростим аллегорией. Вы будете искать золото там, где – как вам точно известно – его нет и быть не может? Вы будете искать в осеннем лесу опавшие листья или снег в сугробах? Чего искать-то, протяни руку в любом направлении и возьми, если тебе нужно…
Крах культа единой истины – которую нужно найти, обосновать, защитить и продвигать – вот источник умственно-психической катастрофы либерального общества.
Исторически ему у нас предшествовало общество советское, коммунистическое. Оно было далеко не идеально – полагаю, что у коммунистов своих «тараканов в голове» было не меньше, чем у нынешних хозяев жизни. Однако – при всей противоречивости, множестве нелепостей, а порой и при очевидной примитивности – советское мышление по части ЕДИНСТВА ИСТИНЫ было вполне правоверным и укладывалось в общую канву книжной, рациональной цивилизации. Оно в единую истину верило, оно за неё дралось, оно её искало (в поисках, между прочим, и погибло, «заискавшись»).
Не спорю, тот вариант, который коммунисты предлагали считать Единой Истиной для всех – был довольно вычурным и экзотическим. Но он был! Была систематизация, классификация, структуризация идей и понятий, была иерархия ценностей. Был предмет, с которым можно согласится или оспорить. Коммунисты очень переживали, если их вариант Единой Истины оспаривали, и пускались в бурные дискуссии…
Ничего этого нет у пришедшего на смену коммунизму либерализма. Его социопсихика совершенно аморфна, лишена какой-либо структуры и центра кристаллизации идей. И теперь мы понимаем разницу между старой и новой бедой.
Коммунисты терроризировали разум жесткими табу и цензурными запретами, они загоняли его в казарму, где заставляли маршировать строем, они обряжали его в серую солдатскую шинель. Все это было, не будем упрощать, и всё это было неприятно и прискорбно думающим людям.
Тем не менее, разум при коммунистах существовал и признавался. С ним, может быть, невежливо обращались хамы-«выдвиженцы», но о нём и заботились. Ограничивая и канализируя мышление в нужное им направление, коммунисты всё же не додумались до того, чтобы превратить его в гнилое, мёртвое болото, могилу ручьёв и родников познания.
Философ, ученый, писатель и др. – при коммунистах могли преследоваться, шельмоваться, наконец, попросту быть убитыми; но даже и на плахе они оставались в центре внимания общества, живущего напряженной интеллектуальной жизнью, и остро интересующегося новинками в сфере мыслепоиска.
С приходом аморфного и тусклого либерализма всякий мыслепоиск переместился на периферию социальной жизни, был там забыт и буквально погребен забвением. Его и карать-то перестали за неугодные выводы – в связи с его полной безопасностью, связанной с невосприимчивостью масс. В христианской или коммунистической цивилизациях «еретиков» гнали, сжигали – потому что они были опасны. Общество, знакомое с интеллектуальным поиском, внимательно их слушало, во все глаза на них смотрело. Общество имело Истину, за которую боялось – и ИМЕННО ПОТОМУ очень остро реагировало на покушения опровергнуть Истину.
Либерализм ничего не боится, потому что он ничего не имеет. Ему нечего защищать, ибо он лишен собственных ценностей, и паразитирует на разрушении чужих. Либеральным обществам не нужен аппарат преследования общественной мысли – потому что у них нет самой этой мысли.
***
Основной вопрос мышления: различать истину и ложь (заблуждения). В то же время нельзя заблудиться, если не имеешь конечной цели движения, заранее намеченной в начале маршрута.
Таким образом, мышление начинает путь – заранее зная (через религиозную или идеологическую догматику) – куда и зачем придёт.
Если же оно этого не знает, не ставит себе конечный образ результата своих размышлений – то понятие «заблуждение» становится беспредметным, и сливается с понятием «все вокруг».
Эти идеи могут показаться чересчур сложными или натянутыми, подогнанными под пристрастия автора – но, поверьте, это не так.
Теория родилась из практики наблюдений, конкретных исследований за человеком либерального общества. Это осмысление, пришедшее по итогам, а вовсе не умозрительная конструкция.
Всякое связное и рациональное мышление начинается ВОТ ОТСЮДА:
- 1.Есть Истина.
- 2.Всё, что ей противоречит – ложь.
- 3.Истина одна, лжи бесконечно много.
- 4.Истину нужно искать, как редкость, а ложь – отражать, как подавляющую чрезмерность.
Далее этих четырёх пунктов включается механизм «если…то…», и начинает разрастаться ветвящееся в бесконечность древо наблюдений и выводов.
Но сам по себе он включиться не может. Для того, чтобы отбирать что-то в бесконечной вселенной – нужно сперва его выделить. Не может грибник в лесу ходить и собирать неизвестно что: валежник вперемешку с хвоей, а грибы вперемешку с листьями. Чтобы ходить и собирать грибы (например) – нужно явиться в лес с лукошком за ними, заранее имея в голове ОБРАЗ ЧАЕМОГО БЛАГА.
Точно так же и человек, шатаясь по бесконечному пространству, не может ограничиться сбором случайных впечатлений, подобно кинокамере, бездумно снимающей, что попало и где попало. Отражательные процессы психики – инструмент разума, но не сам разум. Необходим смысловой фильтр отражений, а он невозможен без системы приоритетов. Она же – в свою очередь, невозможна без главного единственного приоритета, относительно которого выстраиваются по рангу все остальные.
***
Именно этого смыслового фильтра отражений лишила человека либеральная методология. Возможно, её творцы не ставили цели разрушить сознание – но в любом случае, они этого добились: как цели или как побочного эффекта какой-то другой цели.
Это – ядровая суть переживаемой человечеством катастрофы Разума, в ходе которой исчезает ОСМЫСЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человеческих масс и ей на смену приходит разброд шарахающегося интуитивизма, животной инстинктности (не лишенной и хитрости – но звериной), деградации до узко-зоологических потребностей.
Безусловно, когда даже на высшем уровне научную экспертизу и аналитику экспертов сменили всякие интуиции и «чуйки», полубезумные психологические рывки власть имущих – не может быть устойчивой социальной сферы, производительной развивающейся экономики, политической стабильности.
http://economicsandwe.com/doc/5131/