Микеланджело — подставной гений (I часть)
Великий гений возрождения, которому не было равных в области монументальной пластики, в создании величественных скульптурно-архитектурных и живописных ансамблей, и теперь поражающих глубиной и мощью раскрытия высоких и благородных идей. Созданные им художественные образы стоят в ряду с величайшими творениями мирового гения. Имя этого человека — это эталон идеала возвышенных идей эпохи Возрождения, начавшейся с Италии — родины всего высокого и прекрасного.
Когда читаешь биографию Микеланджело, то невольно поражаешься несметным количеством эпитетов и метафор. Вот например:
Порой у него уходило несколько месяцев на то, чтобы разыскать нужную глыбу, такую, каждый кристалл которой сиял и лучился. Микеланджело лил на нее воду, чтобы обнаружить малейшие трещины, колотил по краям молотком и слушал, как она звучит, выискивал любой порок, любое пятнышко или полость. Он считал, что только с восходом солнца, когда камень весь пронизан светом, его можно увидеть насквозь, проникая взглядом в самую толщу, в нем не должно быть изъянов: ни трещин, ни полостей, ни затемнений; вся поверхность глыбы должна сиять как бриллиант. И только постигнув природу камня, узнав каждый слой, мог приступать к высвобождению из него тех форм, которые он замыслил.
Я прямо хочу заплакать, когда читаю то, каким великим был этот выдающийся человек. Такого разнопланового таланта еще не видел свет — архитектор, скульптор, живописец, одним словом личность неординарная. Заинтересовало же меня вот что. Его архитектурные проекты:
Архитектурный талант проявил Микеланджело при постройке собора Св. Петра (ему принадлежат западный фасад и барабан с куполом) (1546-1564). Оставаясь до конца жизни архитектором величайшего собора христианского мира, и до конца жизни борясь с завистниками и недоброжелателями, он также составил: — проект укреплений Борго, — увенчал огромным карнизом, шедевром ренессансного зодчества, палаццо Фарнезе в Риме (1546-1547), — проект реконструкции старого моста Санта Тринита (1560), по котрому Амманати выстроил мост спустя 10 лет, — проект римских городских ворот Порта-Пиа, названных по имени папы Пия IV (1561), — проект перестройки древних терм Диоклетиана в церковь Cанта-Maрия-дельи-Анджели (1563)(от проекта Микеланджело ничего не осталось, ее полностью перестроили в XVIII в.), и — проект церкви Санта-Джованни-де-Фьорентины (1559-1560), — план гробницы родственников папы Юлий III — дяди Антонио, кардинала де Монти, и мессера Фабиано, деда папы, в церкви Сан Пьетро а Монторио, (1549) и гробницы маркиза Мариньяно, брата Пия IV в Миланском соборе (в 1560 г., Микеланджело тогда было около 85 лет).
Показать вам некоторые эти его шедевры? Пожалуйста, любуйтесь. Церковь Санта мария дель анджелло, построенная на месте бани терм Диоклетиана.
Вот коротенькое сведение про архитектурное образоваяние Микеланджело:
«Как свидетельствуют все старые источники, никакого специального архитектурного образования Микеланджело не получил. Вряд ли в мастерской Гирландайо, где Микеланджело пробыл лишь год, могла архитектура занять сколько-нибудь видное место в системе его обучения. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Он имел постоянно перед глазами образцы первоклассной архитектуры, которые приучали человека с юношеских лет понимать и ценить красоту пропорций и совсем особый строй архитектурного языка». В. Лазарев.
Видите, посмотрел на здание — и построил. Это же так просто! А вы говорите технологии технологии. Геополимерный бетон, нет, пластилиновая технология, спорите, а оказывается все так просто! Дальше продолжать?
Собор Святого Петра с уникальным куполом — чудом инженерии. Главное, что все это он строил назло своим противникам и завистникам, он боролся до конца, он мученик!
Нужно ли говорить, что Мики спроектировал первую в мире крепость-звезду? Вы думаете это вся ложь? Отнюдь!
Характер этого человека и его сексуальная ориентация были не совсем обычными. Вот его высказывания по поводу других мастеров (в частности Леонардо да Винчи, которого я считаю единственным настоящим гением той эпохи, который пытался разобраться в огромном античном наследии):
«Тот, кто писал, что живопись благородней скульптуры, если он так же рассуждал о других предметах, о которых тоже писал, лучше бы поручил это дело моей служанке»? Это явно выпад по адресу Леонардо да Винчи. И как не подивиться величавому спокойствию, с которым тот принимал дерзости выступавшего против него Микеланджело!А о Рафаэле Микеланджело отозвался так: «Все, что он имел в искусстве, он получил от меня».
Микеланджело в свою очередь тоже «был в трэнде», никогда не был женат и был известен своими связями с молодыми юношами. Теперь и дальше я буду употреблять термин «гейний».
Ну и что — зато ведь он был мастером, он умел показать все прекрасное! А давайте-ка взглянем на самые знаменитые шедевры более пристально.
Меня удивляет огромная разница в качестве скульптур гейния Микеланджело. Причем в разные периоды его жизни, независимо от того, ранний или поздний. Вот несколько скульптур, приписываемых Мики. Обратите внимание, как грубо выполнены скульптуры и как не соблюдены пропорции:
Этот в Одессе: