«Матильда» уходит в минус
Режиссер «Матильды» Алексей Учитель в интервью ТАСС оценил потери фильма от отказа от него крупнейших киносетей «Синема Парк» и «Формула кино» не меньше чем в 200–300 млн руб. При этом бюджет ленты, как следует из опубликованных ранее депутатом Натальей Поклонской данных, составил 814 млн руб., включая 280 млн руб. госсубсидий (какую часть в этой сумме составляют безвозвратные субсидии, не раскрывается). Фильм считается окупившимся в кинотеатрах, если сборы как минимум вдвое превысили бюджет.
Теперь окупиться фильму будет практически нереально, считают эксперты: чтобы отбить затраты, картине пришлось бы собрать в оставшихся кинотеатрах около 1,7 млрд руб. Однако, по оценкам экспертов, при самом удачном развитии событий картина может претендовать на сборы около 1 млрд руб. (ну и, конечно, на хорошие зарубежные продажи – однако толку с них немного).
Большинство кинотеатров «Матильду» в итоге все же покажут, уверен главный редактор kinodata.pro Сергей Лавров. По его мнению, на этом будет настаивать Минкульт, которому важно достичь 20-процентной доли отечественного кино в сборах по итогам года.
При этом с исключительно маркетинговой плоскости «Матильда» давно ушла, отмечает руководитель отдела аналитики «Бюллетеня кинопрокатчика» Андрей Белый. Говорить о сборах на уровне недавних отечественных кинохитов «Притяжение» или «Викинг», превысивших планку в 1 млрд руб., не приходится, считает он: история все же не универсальная, молодежь привлечь будет сложно.
В общем, что тут можно сказать: сам выбор сюжета говорит о том, что финансовый успех картины изначально не планировался. Это историческая костюмная мелодрама “про российского царя” – она может быть интересна за границей, тем более с учетом западных актеров, но в самой России широкому зрителю такое кино в хрен не упёрлось. Это прекрасно знают все киношные маркетологи.
Среди лидеров проката прошлого года картина Николая Лебедева «Экипаж» (фильм-катастрофа). Фильм собрал в России почти 1,4 миллиарда рублей. Он стал четвертым за всю историю современного российского проката и единственным за последние два года фильмом, сборы которого превысили миллиард рублей. До этого эту планку удалось взять продолжению «Иронии судьбы», «Сталинграду» Федора Бондарчука и «Вию» Олега Степченко. “Викинг” благодаря интенсивной рекламе по ТВ также преодолел планку в миллиард.
Так вот: если на съемки и рекламу фильма тратятся 814 млн рублей – фильм должен собрать в кинотеатрах хотя бы 1628 миллионов рублей, чтобы просто выйти “в ноль”. Собрать столько в российском кино – вообще уже невозможно, даже фантастическими боевиками, катастрофами, ужастиками и комедиями, рассчитанными на самый широкий круг зрителей. Тем более столько не соберет костюмная мелодрама “из жизни царя” – эта тема вообще мало кому интересна, и уж совершенно не интересна молодежи, а именно молодежь в основном еще и ходит в кинотеатры.
То есть 814 миллионов расходов – однозначно говорят о том, что деньги с самого начала собирались украсть и списать, фильм будет убыточен, но зато потом режиммер сможет доить авторские с проката за границей и с иностранных DVD. Ну так, видимо, это виделось режиссеру.
Для сравнения – “Ночной Дозор” обошелся в 63 миллиона рублей. И собрал в прокате почти 1200 миллионов. Это один из наиболее выдающихся успехов российского кино, основанный на точном маркетинговом расчете и всемерной экономии бюджета. “Матильда” же – это его антипод из серии “как прогадить 814 миллионов и снять дерьмище для прикрытия”. По-хорошему, государству стоило бы расследовать это дело и посадить вороватых киношников – но пока сами видите, что происходит.