Кризис самоопределения: разочарование рыб в ихтиологах
В прошлом посте из этой серии нами был затронут вопрос кризиса самоопределения, через который проходят все, а некоторые так в нем и застревают, не имея сил сделать выбор.
Сам кризис состоит в противоречии между разными сторонами самоопределяющейся личности, очень разными сторонами. Психологи описывают следующие варианты противоречий:
— противоречие между половым, общеорганическим и социальным развитием человека (по Л. С. Выготскому);
— противоречие между физическим, интеллектуальным и гражданским, нравственным развитием (по Б. Г. Ананьеву);
— противоречия между разными ценностями, противоречия несформированной ценностно-смысловой сферы личности (по Л. И. Божович, А. Н. Леонтьеву);
— проблемы, связанные со сменой ценностных установок во взрослые периоды развития субъекта труда (по Д. Сьюперу, Б. Ливехуду, Г. Шихи);
— кризисы идентичности (по Э. Эриксону);
— кризис, возникающий в результате существенного рассогласования между “реальным Я” и “идеальным Я” (по К. Роджерсу);
— кризисы возрастного развития, основанные на противоречии мотивационной и операциональной линий развития (по Б. Д. Эльконину);
— кризисы собственно профессионального выбора, основанные на противоречии “хочу”, “могу” и “надо” (по Е. А. Климову) и др.
Каждая теория, описывающая личностные кризисы разного рода, стоит отдельного поста (или цикла постов), но есть у них и нечто общее. А именно наступающее после кризиса эмоциональное состояние и интеллектуальные подвижки (если таковые имеются).
Всякую самоопределяющуюся личность подстерегают так называемые “кризисы разочарования”. Человек есть существо разочаровывающееся, и с этой особенностью нашего вида ничего поделать нельзя. Начиная с раннего детства, ребенок находится в поиске кумиров, то есть образцов для восхищения и подражания. Но поиск, в том числе удачный, предполагает отказ от старых образцов, исчерпавших свою привлекательность — и процесс это болезненный, мучительный. К устаревшим образцам можно отнести и образы людей, и образы профессий, и образы жизни былых кумиров. Более того, образ самого мира может вызвать разочарование: “Остановите Землю, я сойду”. Разочарованные в целом мире становятся эскапистами, а если психика повреждена — экстремалами или суицидоманами.
Самоопределяющийся человек большую часть времени находится в конфликте с миром, с окружением и с самим собой. Проявления такого конфликта могут быть самыми разными, от протестного поведения до поиска определенных профессий и образа жизни, чтобы поменьше соприкасаться с несимпатичной индивиду действительностью.
Это нежелание контактировать с реалом вызывает панические статьи у тех, кто зарабатывает на передаче своей паники массам:
Дети, родившиеся с интернетом в руках, не используют его как инструмент. Они в нём просто живут.
Это как рыба и аквалангист. Аквалангисты — это мы с вами. А наши дети — это рыбы в воде. Если наш воздушный клапан сломается, то мы умрём. А они нет. У них просто нет воздушного клапана. Они предназначены для существования в этой среде. Они вообще не знают, что есть какой-то мир вовне их среды. Что есть суша. Что есть телевизор.
Мы, аквалангисты, плаваем между рыб, любуемся ими и думаем, что мы всё про них знаем. А они, рыбы, косятся на нас, как на неожиданную помеху, обплывают стороной и удаляются. И всё это — молча. Мы никогда не узнаем, что думает рыба. А рыбе совершенно всё равно, что думаем мы.
Признаться, я невысоко ценю журналистские ужастики на тему “Мы все умрем” (как будто есть альтернатива), но отнюдь не за то, что те призваны напугать ширнармассы. Есть люди, неспособные осознать изменения окружающей действительности без стимуляции страхом — и таких людей большинство. Так что бог с ними, с писаками, пусть пугают, дабы привлечь внимание к проблеме.
Если проблема есть, конечно. Притом, что смена менталитетов, равно как и эскапизм молодого поколения — это не проблема, это рабочий процесс. Можно объявить рыбами поколения, перешедшие от выживания (ценности военного и послевоенного поколениям) к самовыражению (ценности шестидесятников). Потом назвать рыбами, родства не помнящими, поколение семидесятников-хиппи, восьмидесятников (как принадлежащий к этому поколению, не могу припомнить никаких идеологий, объединяющих нас как поколение — чем не рыбы?), поколения 90-х (которые, как признает автор статьи, выросли совершенно обычными людьми, почему-то названных им советскими)… Но нет, рыбами числятся дети, которым еще в детстве купили айпады-айфоны, отсекая малышню от мира воздуходышащих. И зажили эти заколдованные малютки (ихтиолог, по-моему, пересмотрел фильмов из серии “Омен”) не по правилам человеческого мира. Целиком ушли в Сеть, а здесь оставили только свои бренные тела или, как выражаются любители женской юмористической фантастики, тушки.
Одного ихтиолог не знает — законов психологии. В частности того, что с детства до тридцатилетнего возраста человек вращается в торнадо разочарования. И это действительно торнадо, в котором не за что ухватиться и не видно, куда летишь. Ведь кризисы разочарования имеют ту же циклическую, спиралевидную форму. На каждом витке спирали субъект получает определенный опыт, приняв несовершенство окружающего мира и самого себя, находит собственную нишу в реальности и получает временную гармонию с собой и миром. Но потом снова наступает разочарование, и метания выходят на новый виток, на новый уровень.
Но если человек прошлого столетия отрабатывал свою спираль агрессии и разочарования в реальном мире, выплескивая протестное поведение и обвинения в несовершенстве на ближний круг общения, то теперь он предпочитает разряжаться в вирте. Вирт удобней — за троллинг, бякинг, холивар и незатейливый ср@ч инфантилов бунтующей рыбешке грозит разве что бан на любимом форуме. Будешь выступать, как полный Омен — вечный бан. А от родаков за подобные кунштюки и ремня отхватить можно!
Да, разочарованный субъект выглядит отстраненным, на груди у мамочки не рыдает, бате не исповедуется, а вместо этого идет плакаться к сетевым кумирам. Пока не разочаруется и в них, все-таки “духи Сети” не идеальны (и это еще мягко сказано). Естественно, мамочки и папочки, наблюдая такое отчуждение, начинают волноваться, не захватили ли их детишек мозговые слизни, “Синие киты”, ИГИЛ (запрещена в России) и прочие секты, кучкующиеся в этих ваших интернетах.
Никто не спорит, что в интернете дерьма до черта. И секты есть, и террористы, и гуру суицидомании, и гламурные кисо, выносящие своим поклонникам мозг почище иного ИГИЛ. Впрочем, всё то же самое можно найти и в реале, о чем нервные ихтиологи нечувствительно забывают. Захватить вашу деточку в момент, когда ее кроет очередным разочарованием, и предложить ей опору в жизни — опору сомнительную, опасную, только и поджидающую, чтобы впиться в вашего ребенка и пропороть до кости — для некоторых особей, паразитирующих на человеческом разочаровании, это не преступление. Это хорошая, стабильная, доходная работа.
Ихтиологи боятся “ловцов человеков”, отбирающих у детей жизни, у их родителей — имущество? О нет. Они боятся за себя, таких беззащитных (особенно беззащитным выглядит автор статьи, здоровенный волосатый дядя с волосатой лапой “где надо”) перед племенем младым, незнакомым. А главное, не настолько внушаемым, как хотелось бы:
Мы научились ловить человеков, но рыбу мы ловить разучились. Все эти смешные войны с «Синими китами», попытки оградить детей от чего-то там в интернете с помощью Роскомнадзора, все эти «патриотические воспитания» и накачивание школьников повесткой вечернего выпуска новостей — просто яркие симптомы этой поколенческой несовместимости.
Печальная новость состоит в том, что контакт на медийном уровне уже невозможен. Этот разрыв проявляется именно сейчас вовсе не потому, что с потреблением вдруг стало значительно хуже. И у рыб, условно говоря, стало меньше еды. И не потому, что исчезли канализирующие запрос на прогресс молодёжные организации. Потребление можно поправить, молодёжные организации можно возродить. Но причина не в них. Нет, этот разрыв происходит просто потому, что дети эпохи стабильности и процветания достигли того возраста, когда их уже трудно не замечать. Скоро они станут размером с пираний. А потом и с акул.
Ай, бедный автор! Как ему страшно, что детишки его схарчат и не подавятся!
Ну а тот, кто не озабочен вечной славою в медиа, может задуматься над вопросом: что же такое кризис разочарования, во время которого дети, подростки, молодежь особенно уязвимы?
Кризис — это ситуация, когда когда субъект вынужден менять свои представления об окружающем мире (в том числе и о мире профессий) или представления о себе и своем месте в этом мире. Процесс самоопределения, который, собственно, и приводит к кризису, имеет несколько векторов развития.
Один вектор связан с переходом на новый, более творческий уровень отношения к миру. Например, от целей, связанных с общепринятым пониманием успеха (слава, лайки, рейтинг, фидбэк и почти абстрактное “многаденег”) индивид совершает переход к поиску смысла во всем, в жизни, в деятельности, в отношениях с другими людьми. После чего субъекта уже не завлечешь детской игрой с соцкапом, рейтингом и ТИЦ, он становится взрослее.
Другой вектор предполагает переход на очередном витке к новому эмоциональному (чуть не написал “агрегатному”) состоянию. От разочарования личность переходит к более спокойному восприятию несовершенства мира и самого себя. Это дарит ощущение гармонии, правда, не навсегда (иначе у нашедших себя наступала бы досрочная нирвана), за гармонией следует новый виток самопознания и новое разочарование.
Когда возможности развития по обоим векторам исчерпаны, кризис усугубляется, становится менее осознаваемым и, следовательно, неуправляемым. Человек чувствует себя в тупике и начинает искать, чем или кем бы ему прошибить стену, мешающую двигаться дальше: новым хобби, новым холиваром или новым кумиром. Никто не станет спорить, что выбор в интернете шире, чем в школе, вузе и семье. Потому-то дети и заглядывают в Сеть, а вовсе не потому, что девайс заставляет их сменить биологический таксон.
И вообще, бояться смены носителя информации как-то стыдно. Особенно взрослым дядям, работающим с информацией, следовательно, и с ее носителями. А уж заражать своими детскими страхами читателя и вовсе выглядит не то троллингом, не то очередным идеологическим заказом. Какой только дрянью не занимаются господа медийные работнички, вляпавшись в кризис среднего возраста, неосознаваемый и неуправляемый…