Индикатор Баффета и ShitGPT
Индикатор Баффета достиг исторического рекорда — 205%. Это выше уровня перед пузырём доткомов в 2000 году (140%), кризисом 2008 года (110%) и даже пика 2021 года. Значение выше 150% считается тревожным сигналом о возможной перегретости рынка.
Но ширнармассам заливают в уши, что AGI (универсальный искусственный интеллект) прийдэ, порядок наведэ. А там, глядишь, и «сверхинтеллект» подоспеет, ну, как «Ровоам» в сериале «Westworld». Там, правда, сперва ядерная война была, но то такое — Посвящённые Маги надеются в бункерах отсидеться, а на массовую гибель пролов чешуйчатой ылите — глубоко плевать.
Ну а пока Невидимая Рука шарит в карманах эльфийских инвесторов — искусственные адиёты параллельно также выполняют роль санитаров леса. Безжалостно выкашивая тех наших современников, которые, как верно констатировад в середине предыдущего месяца коллега Мараховский, занимаются откровенным техно-колдунством:
<...> В качестве поисковика ИИ скорее затрудняет процесс, нежели упрощает его (когда я даю гуглу запросы, принимаемые им за вопросы, его нейросеть с унылым постоянством попросту не понимает их — отвечая невпопад и неправду; она, увы, не отключаема, поэтому остаётся проматывать результаты вниз и искать матчасть в недрах результатов).
В качестве же ассистентов — я обычно тестирую нейросети самым циничным образом: скармливаю им любой из вдумчивых текстов данного проекта и наслаждаюсь «конспектами» и «краткими пересказами», время от времени вопя (ув. друзья могут поэкспериментировать сами). Роботы по-прежнему не способны понять смысл написанного и выделить главную мысль (хотя если скормить им этот конкретный текст, они наверняка выделят предыдущее предложение как главную идею — ибо это хоть как-то мэтчится с тем массивом, на котором LLM «тренируют»).
Но тем не менее факт остаётся фактом: для миллионов и миллионов наших ув. современников общение с роботом неотличимо от общения друг с другом, хотя это по-прежнему безмозглый алгоритм, натасканный на статистику. Думаю, вы сами уже догадываетесь, в чем дело — миллионы наших современников столь же шаблонны и тупы, как современный генеративный ИИ.
В некотором смысле мы можем сказать, что ИИ (пусть это будет индивидуальная ассистентка при конкретном Василии — в костюме горничной и с бюстом четвёртого размера) действительно обладает личностью: просто эта личность будет существовать внутри личности воспринимающего её.
Если вам показалось, что это старая добрая тульпа из тёмного тибетского колдунства средневековья и из не менее тёмного теософского колдунства XX века — то вам не показалось. Это в некотором смысле тоже пластическая хирургия: из кусков восприятия самого человека мастерится «активное зеркало» внутри него самого, и этого франкенштейнова гомункула человек наделяет буквально частью своей души с помощью технических средств, соответствующих эпохе.
Зачем люди это делают — вопрос отдельный, но вот нокаутирующий факт: на данный момент капитан ИИ-индустрии, ChatGPT, перестал быть «рабочим инструментом» и стал в первую очередь нерабочим собеседником, то есть инкубом.
Встречаем Washington Post, 15 сентября 2025 года:
«Исследование OpenAI показало, что большинство пользователей ChatGPT — женщины, а большинство запросов, отправляемых в ChatGPT, не связаны с работой. В базе пользователей преобладает молодёжь — почти половина изученных разговоров была с людьми в возрасте от 18 до 25 лет.
Люди всё чаще используют ChatGPT в личной жизни, а не для помощи в работе. В июне 2024 года запросы к чат-боту были примерно поровну распределены между рабочими и личными целями. К июню 2025 года, по данным компании, нерабочие цели составили уже 73% всех разговоров».
Самые частые запросы к ChatGPT — «люди ищут практических советов, помощи с учёбой и рекомендаций по тренировкам».
На втором месте «Обращение за помощью в написании текстов. Наиболее популярной письменной задачей, поручаемой ChatGPT, является редактирование или критика текста, за которым следуют личные письма или общение — категория, включающая помощь с электронными письмами и публикациями в социальных сетях».
Колдунство? Оно. И цена его использования, как и в предыдущие столетия — утеря того, что составляет сущность человечности.
В конце концов речь идёт о стремлении эффективных архитекторов нищепанка опустить интеллект турбированных хомяков до уровня искусственных адиётов. Чтобы за «интеллект» сошло то, что не может им быть по определению.
А в это время экономика летит в тартарары. Пузыри надуты до предела — и аккуратно сдувать их никто даже не думает.