Россия в первой мировой финансово-экономической войне.Патриотизм двойных стандартов.
Сегодня многие продвинутые люди понимают, что первая мировая финансово-экономическая война закончится победной ТОЛЬКО одной из сторон. Отрадно, что многие патриоты России готовы терпеть экономические лишения и так сказать – “затянуть пояса”. Однако “чтобы хоть сколько-нибудь достойно отвечать на новые вызовы того же рынка нефти, нужно диверсифицировать экономику, о чем говорится уже десятилетие, но опять же – кто этим всерьез будет заниматься? «Эффективные менеджеры», которые в «тучные годы» сквозь зубы цедили о том, что «государство – лишь ночной сторож при экономике», а в кризисные времена выстраиваются в очередь к этому самому государству: «Дайте денег, мы тут кредитов понабрали для спекуляций, теперь их отдавать надо»? Тот же украинский кризис обнажил крайне неприятное обстоятельство: нынешняя «российская политическая элита» в условиях сколько-нибудь серьезного форс-мажора работать практически не способна. Но выводы из этого так толком и не сделаны.
Более того, страна готова «затянуть пояса», как недавно призывал один из министров. Но только при одном условии: аналогичным образом поступит и «руководящая элита». Что сокращение расходов, в первую очередь, коснется урезания непомерно раздутых зарплат «управленцев», в10-15 раз превышающих зарплаты тех, кого они призывают к «стойкости, затягиванию поясов и совместному труду». Пока мы все видим обратное. И к теме добычи нефти странами ОПЕК это уже отношения не имеет”, – справедливо отмечает Игорь Панкратенко.
Насчет диверсификации экономики страны.
Я солидарен с moralg, что “в конечном счете развитие любой экономики определяет уровень инвестиций в ее основной капитал. То, что первые два президентских срока Путина этот уровень непрерывно рос, не вызывает сомнений ни у кого. То, что период Медведевского президентства был провальным из-за общемирового кризиса, тоже очевидно. Но к концу его единственного срока уровень инвестиций восстановился до предкризисного. А дальше…
Смотрим на интересные таблицы от makhk в 3-й срок Путина и инвестиции в основной капитал
С учетом того, что практически все действия властей России во внешней и внутренней экономической политике оказываются по факту крайне не адекватными, возникает вопрос -Что же будет дальше?, – задает тревожный вопрос уважаемый блоггер.
Далее, Борис Кагарлицкий в статье: “Затягивать пояса – так всем!”, справедливо пишет: ”
Да, доходы упадут, а для собственников и менеджеров, привыкших жить паразитически, на сверхприбыли, для получения которой пальцем о палец не нужно было ударить, это не самая хорошая новость. Но до тех пор, пока производство нефти рентабельно, падение цен вполне можно выдержать. Не будет лишних денег – не купят очередную виллу во Флориде, придется ограничиться имеющимися тремя в Западной Европе. Обидно, конечно. Особенно, если уже и местечко под Майами присмотрено. Однако пережить это можно.
Другое дело, что из-за санкций возникают проблемы с доступом к уже имеющейся собственности. Пока эти проблемы затрагивают лишь очень узкий круг высших чиновников, но беспокойство в кругах российской элиты вызывают. Все-таки жить, не имея доступа к своей собственности некомфортно. Тем паче, что дети почти у всех наших начальников давно за границей. Родительское сердце сжимается – надо непременно отметить католическое рождество в Париже или Лондоне с родными людьми. Можно, конечно, и в Москве, но это так старомодно…
Как-то так получается, что больше всего по поводу санкций, экономических проблем и трудностей у нас в стране вздыхают и страдают те, кого эти неприятности в наименьшей степени касаются.
Те, у кого возникли сложности с пармезаном, страдают значительно больше, чем те, кто не может купить подорожавшую и пропавшую с прилавков гречку.
Между тем правительственные чиновники явно намерены изменить положение. Если рядовые граждане еще не в полной мере почувствовали кризис и готовы терпеть ухудшившееся положение, надо заставить их перенести еще большие невзгоды. Ощущение такое, что кто-то сознательно или бессознательно ставит над нами эксперимент, проверяя границы нашего терпения и добродушия.
Министр финансов России Антон Силуанов на форуме «Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности» 24 ноября заявил, что россиянам придется «затянуть пояса». По его словам, пришло время для отказа от «лишних бюджетных трат».
В эти же самые дни его предшественник, а ныне оппозиционер Алексей Кудрин объяснил как дважды два, что надо прекратить надеяться «на щедрые социальные выплаты», из-за которых «страна продолжит слабеть». Вся проблема в пенсионерах, рабочих и бюджетниках, которые слишком роскошествовали все эти годы. Как видим, между действующим министром и борющимся оппозиционером наблюдается полное единодушие.
«У нас уже не будет столько доходов, сколько полгода назад, не будет таких зарплат», – сетует А. Силуанов. Так что сотрудники государственных предприятий, врачи, учителя, мелкие чиновники должны приготовиться затягивать пояса. Однако все-таки министр немного лукавит, говоря, «у нас не будет таких зарплат». У них – будут. По данным Росстата, зарплата чиновников федеральных органов власти выросла за десять месяцев уходящего года на 18,3 процента, составив в среднем 96,5 тысячи рублей. Но эти усредненные данные объединяют в одну категорию министра и его секретаршу. Если статистику детализировать, то картина будет еще интереснее. Служащие администрации президента получали в среднем 216,411 тысяч рублей в месяц, повысив свои доходы на 13,8 процента по сравнению с 2013 годом.
Сотрудники аппарата правительства тоже себя не обидели, их средняя зарплата составила200,434 тысячи рублей, увеличившись на 8,5 процента.
А работники Счетной палаты, которые должны следить за бережным расходованием казенных средств, тоже достаточно высоко оценили свой тяжкий труд, попав на третье место после администрации президента и правительства: им досталось в среднем 122,179 тысячи рублей в месяц, на 16,3 процента больше, чем год назад.
Не пострадали от кризиса и эффективные менеджеры частных и государственных корпораций. Особенно отличалась Федеральная сетевая компания, любимое детище Анатолия Чубайса.
У этой организации, возникшей в результате либерально-рыночного реформирования отечественной энергетики, за прошедшие четыре года капитализация снизилась более чем на 340 миллиардов рублей, или на 75 процентов. Зато высший менеджмент получил более 2,5 миллиарда рублей в виде зарплат, премий и бонусов. В 2013 году ФСК перешла под контроль «Россетей». Эта компания за 2010–2012 годы подешевела на 105 миллиардов, но выплатила почти 8 миллиардов рублей своему «ключевому персоналу».
Совершенно ясно, что о «затягивании поясов» для данной категории граждан речь не идет.
Как раз напротив, А. Силуанов, А. Кудрин и весь сонм экспертов от правительства и оппозиции дружно призывают «вернуть доверие бизнеса», предоставив собственникам и топ-менеджерам еще больше льгот, не допуская повышения для них налогов и сводя к минимуму государственное регулирование их деятельности. Одновременно они, разумеется, призывают к борьбе с коррупцией и к сотрудничеству государства с «гражданским обществом». Но не удивляйтесь: о коррупции и обществе у них свои собственные представления, не совсем совпадающие с нашими.
Пресса упорно доказывает нам, что самыми коррумпированными людьми являются у нас не чиновники и, тем более, не бизнесмены, а врачи и преподаватели. Что же до «общества», то к нему А. Кудрин относит исключительно либеральные некоммерческие организации, живущие за счет западных грантов и субсидий отечественного бизнеса. Иными словами, «своих людей», которых сама же либеральная элита содержит и организует. Все остальное население России к «обществу», в понимании А. Кудрина, не относится.
При этом причин экономического кризиса наши герои знают только две. Западные санкции и снижение цен на нефть. По подсчетам того же А. Силуанова бюджет России недополучит из-за санкций порядка 40 миллиардов долларов, а из-за падения нефтяных цен в бюджете расползется куда более масштабная дыра, поскольку сверстали его исходя из расчета падения цен не более, чем до 96 долларов за баррель.
Почему сверстали именно так бюджет, откуда взялась подобная цифра, не спрашивайте. У наших либеральных мудрецов свои секреты, которыми они с нами все равно не поделятся.
Министр предполагает, что на ослабленный рубль придется до 140 миллиардов валютных потерь страны. Хотя не вполне понятно, как он считает: масштабы валютных затрат, связанные с девальвацией, зависят от политики самого же правительства. Иными словами, вместо того, чтобы говорить «мы потеряем» 140 миллиардов, правильнее было бы сказать «мы собираемся куда-то бездарно спустить 140 миллиардов долларов бюджетных денег».
Господа министры и экс-министры, сегодня неизменно жалующиеся на сырьевую зависимость российской экономики, на уязвимость отечественного бюджета, наполняемого, в основном за счет поступлений от продажи нефти, почему-то скромно забывают упомянуть, что они сами на протяжении двух десятилетий строили именно такую экономику и формировали именно такой бюджет. Систематически игнорировали все предостережения и все негативные прогнозы, которые сейчас сбываются с завидной точностью.
И, самое главное, они по-прежнему настроены продолжать все ту же политику «формирования свободного рынка», приведшую нас туда, где мы сейчас находимся.
Вместо того чтобы бороться с кризисом, вкладывая средства в создание рабочих мест, развивая промышленность, инфраструктуру, науку и социальную сферу, вместо того, чтобы попытаться хотя бы оживить рынок за счет удешевления кредита, как делают даже правительства на столь любимом нашими господами Западе, они продолжают заботиться о том, чтобы не допустить снижения цен на недвижимость и отстаивать ростовщические проценты, которыми российские финансовые учреждения – включая Центральный банк – душат спрос.
Стимулировать реальный сектор экономики или спрос населения им не приходит в голову. Единственное, до чего они могут додуматься, это сокращение «щедрых социальных выплат», закрытие больниц и поликлиник, слияние школ и разгром образования.
Что, в общем, логично. Их дети давно уже учатся за границей, да и сами они, в случае чего, лечиться будут не на Родине. Хотя возникает вопрос: а что они вообще тут делают? Может быть, всем было бы лучше, если бы все они просто собрали чемоданы и уехали в страны с более приятным климатом, предоставив нам, оставшимся, самостоятельно разобраться с собственными проблемами, которые их явно не касаются. И решением которых они заниматься, судя по всему, не собираются”.
конец цитаты
Вот и получается “патриотизм двойных стандартов”.
А Вы как хотели?
P/S. Верю (а что ещё остается делать?), что доживу до того дня, когда эти нелюди (тут я не соглашусь с Борисом Кагарлицким, что мол: “может быть, всем было бы лучше, если бы все они просто собрали чемоданы и уехали в страны с более приятным климатом …”) уедут туда, откуда уже не возвращаются!