Россия превращается в халяльный придаток Запада
Все больше производителей халяльной продукции в России ориентируется не только на потребности отечественной мусульманской общины, которая составляет 15% населения РФ, но и на экспорт.
«В последние несколько лет халяль вообще стал чем-то вроде тренда в России», — говорит директор подмосковной колбасной фабрики Арслан Гизатуллин, который уже семь лет работает на заводе «Халяль-Эш» в городе Щелково. «Сейчас я смотрю на витрины магазинов и вижу халяльные колбасы от все большего числа производителей… Я вижу, что конкуренция растет», — добавляет директор завода, где работает 35 человек и который выпускает до 1,5 тонн продукции в день.
Халяльная экономика, размер которой в мире превышает 2,1 триллиона долларов, не ограничивается одним только мясом.
Косметические фирмы и услуги (например, сеть халяльных отелей) получили лицензии от специального органа, контролирующего мусульманское производство в России, а государственный Сбербанк рассматривает возможность создания исламского банка.
Центр халяльной стандартизации и сертификации, находящийся в ведении Совета муфтиев России, с момента своего открытия в 2007 году санкционировал открытие более 200 компаний. В Центре говорят, что с момента распада Советского Союза их число увеличивается на пять-семь компаний в год.
Рушан Аббясов, заместитель главы Совета муфтиев, говорит, что министерство сельского хозяйства России поддерживает Центр в его усилиях по увеличению экспорта в арабские страны и мусульманские республики бывшего СССР.
«Мы посмотрели на международный опыт в арабском мире, в Малайзии, и разработали наш российский стандарт [халяльной сертификации] по этой модели», — сказал Аббясов в интервью в центральной мечети Москвы. «Мы делаем это в соответствии с международными халяльными стандартами, а также законодательством Российской Федерации.»
В качестве примера роста отрасли муфтий привел ежегодную выставку халяльных товаров и производителей в российской мусульманской республике Татарстан, которая в этом году стала самой масштабной в истории.
Татарские чиновники сообщили российским СМИ, что рынок халяльных продуктов составляет около 7 миллиардов рублей в год (110 миллионов долларов) — или чуть более трех процентов валовой продукции сельского хозяйства региона. И этот сектор растет со скоростью от 10 до 15 процентов в год.
Сертификационный центр утверждает, что халяльная экономика России в целом также растет на 15 процентов каждый год.
Московская косметическая фирма «Алиф» — это новая компания, которая находится «на переднем крае» экспорта халяльных товаров из России. Менеджер Халима Хосман рассказала AFP, что через год после открытия фирмы ее продукция продавалась в российских мусульманских республиках Дагестан и Чечня, а также в бывших советских Узбекистане и Казахстане.
«Наши приоритетные цели по экспорту сейчас — Франция, Турция, Иран, Саудовская Аравия», — сказала она, добавив, что компания получила нефинансовую поддержку от халяльного сертификационного центра.
Да-да — Франция стремительно превращается в мусульманскую страну. Шутки про Французские Эмираты и Мечеть парижской Богоматери оказались не шутками — а реальностью.
Лилит Геворкян, главный экономист IHS Markit по России и государствам бывшего СССР, сказала, что рост халяльной экономики в России выглядит впечатляющим, но это вызвано эффектом «очень низкой базы». По ее словам, дальнейший рост в секторе, скорее всего, будет обусловлен скорее экспортом, чем внутренним спросом.