Новый передел мира
Историческое событие, прибытие на остров Свободы президента США Барака Обамы, не стало для журналистов темой номер один в 2016 году. Оно и верно. Столько всего прямо сейчас происходит в мире. То террористы взорвут несколько бомб в Брюсселе, то Россия начинает перекраивать карту Ближнего Востока, то киевский режим Петра Порошенко вдруг ни с того ни с сего в Вашингтоне назовут коррупционным. Все эти события между тем заставляют задуматься о тех глубинных геополитических процессах, которые прямо сейчас происходят в мире.
Посмотрим на глобус. Кроме того, что он круглый мы можем отчетливо увидеть два сильно удаленных друг от друга больших массива суши. Первый – это Евразия и Африка, а второй – обе Америки. Деление мира на сферы влияния началось очень давно. Первый мировой раздел «шарика» был осуществлен Испанией и Португалией. Серия соглашений, основой которых стали Тордесильясский договор заключенный 7 июня 1494 года, и Сарагосский договор, заключенноый 22 апреля 1529 года (после открытий Магелана), предполагала разделение мира на сферы влияния двух стран, освоивших на тот момент дальние плавания. Он подразумевал вечное и монопольное господство Испании и Португалии над внеевропейским миром. Испания получала свободу на захват территорий западнее «демаркационной» линии, а Португалия – восточнее.
Именно поэтому большая часть Америки говорит по-испански, а Бразилии – по-португальски.
Новые торговые пути в Новый Свет и Индию дали двум странам доступ к огромным богатствам. Контролируя мировую торговлю, они также стали контролировать и значительные территории.
Монополия длилась недолго. Уже через 100 лет голландцы, а за ними англичане и французы начали претендовать на свой кусок колониального пирога. По мере ослабления, в первую очередь, Португалии, а затем и Испании их права ущемлялись, а после и вообще перестали приниматься в расчет. В начале XVIII века Франция и Англия уже боролись за то, чей ставленник станет королем Испании и, собственно, главным колонизатором мира. А еще через 100 лет от бывшей империи Габсбургов, в которой никогда не заходит Солнце, практически ничего не осталось.
Новый гегемон морей, а значит, и мира – Британия – перенял у Испанию пальму первенства. Она отстояла это право в более чем столетней войне с Францией.
Сама метрополия была островом, на который никто из Европы не мог вторгнуться, потому что британский флот был самым сильным.
Самым простым и дешевым видом транспорта был морской. Это помогало Британской империи, имея незначительные сухопутные силы, постоянно держать их там, где нужно. Торговля же позволяла накапливать богатство и покупать того, кого нужно.
Две мировые войны в ХХ веке лишили империю сил, ее место было занято новым гегемоном – США, которые более ста лет следовали доктрине Монро (о ней ниже) и тем самым постепенно вытеснили всех конкурентов из Западного полушария (кроме Канады).
Латинская Америка в начале ХХ века был задним двором США, на котором они делали то, что хотели, больно били за то, что кто-то посмел в этом усомниться. Но капиталисты США хотели большего, и они включились в борьбу за мировое господство. В двух войнах на взлете был уничтожен новый молодой хищник, Германия, а Британия лежала в экономических руинах и уже не могла ничего оспаривать у Вашингтона.
Мощнейший военно-морской флот позволил Вашингтону захватить в свои руки мировую торговлю, которую к тому же обеспечивала своя мировая валюта (американский доллар).
К концу столетия, когда рухнул СССР и, казалось, никаких новых конкурентов у США больше никогда не будет, Вашингтон допустил ошибку. Пытаясь плотнее сесть на троне и контролировать все и везде, они способствовали бурному развитию средств коммуникаций и создали мировую систему глобальной торговли. На первый взгляд, все это должно было лишь укрепить и закрепить существующее статус-кво. Но побочные эффекты этих процессов стали гробовщиками американской гегемонии.
Глобализация как гробовщик американского доминирования
Глобальный мир разрушал не только традиции многих народов, но и монополию морских держав на торговлю, что сделало мир более свободным от власти США.
Создание общего мирового рынка позволило полностью перестроить мировое хозяйство. Были созданы настоящие транспортные коридоры, по которым товары быстро и дешево перебрасывались через половину земного шара. Теперь плечо доставки стало менее значимым в себестоимости товара. В то же время контроль над резко возросшими транспортными потоками позволил даже усилить контроль над миром (за счет уничтожения целостности суверенных экономик).
Но мир менялся. Новые технологии и потребности бизнеса позволили значительную часть критического грузопотока перевозить по суше с помощью трубопроводов, которые контролировать США уже не могли. Развитие высокоточных и дальнобойных средств поражения нивелировало значение флота и тем самым позволило странам Евразии освободиться от плотной опеки, а значит, попробовать избавиться от самого гегемона.
Объединенная Евразия — это кошмарный сон любого американского дипломата, и поскольку Вашингтону не удалось пресечь этот процесс в зародыше, ему пришлось готовиться к войне. Очередной большой войне, в которой он должен был отстоять свое право на мировую гегемонию.
По замыслу кампании, США следовало взорвать мегаконтинент. Трех главных противников (ЕС, Китай и Россию) следовало вначале окружить огненным кольцом, а затем разрушить в горниле мировой гибридной войны. Все конфликты, которые мы видим в последние годы, – это поля сражений уже идущей войны: Украина, Сирия, Египет, Ливия, Югославия и т.д.
И выиграть эту войну США могут, только если при деструкции Евразии американский континент останется под властью Вашингтона и сможет сам себя обеспечить критическими ресурсами, в первую очередь энергетическими.
Диверсификация сырьевых потоков
Все мы слышали о сланцевой революции в США. Примечательно, что данная технология так и не успела быть в полной мере реализована в других странах. Только США смогли за десять лет развить эту отрасль, главной целью которой было обеспечение потребностей США в нефти и газе в критически важное десятилетие войны. А потом… либо победа и вновь все свое, либо у страны будут совсем иные задачи.
Примечательно, что схожие по значимости и доступности крупные запасы нетрадиционного энергетического сырья были разведаны и введены в эксплуатацию тоже только в Америке: Венесуэле и Канаде.
При этом США сделали все, чтобы канадские нефтедобытчики не могли продавать нефть за рубеж. Уже сегодня 43% потребностей США в импортной нефти перекрывается из Канады (еще два года назад эта цифра была ниже почти вдвое). Почти половина!!!
Параллельно США увеличивает закупки нефти в Венесуэле, Колумбии и Эквадоре. Мексика уже давно стала почти своим месторождением нефти, которое никуда не денется. Из дальнего зарубежья осталась только Саудовская Аравия, которая поставляет около 1 млн баррелей в день, что составляет менее 1/7 части импорта.
Уже сегодня США практически полностью переключила свои закупки нефти на внутриамериканский рынок. И есть все основании считать, что в перспективе нескольких лет они окончат эту процедуру. Именно поэтому в Южной Америке был дан старт двум цветным проектам.
Украина далеко, Венесуэла и Бразилия – близко
Каждые президентские выборы в Мексике оканчиваются скандалом, хотя результат их всегда одинаков. Ни одно правительство в Мехико никогда не пойдет против Вашингтона. Если пойдет, то у него сразу начнутся большие проблемы.
В декабре 2015 года в Венесуэле были проведены парламентские выборы. Ожидаемо впервые с 2000 года на них выиграли проамериканские силы – как их принято называть, демократическая оппозиция. Наследники Уго Чавеса не обладали его харизмой и унаследовали слабое представление об экономике, что позволило США сделать все красиво, в соответствии с демократическими нормами.
Падение цен на нефть в мире ударило по Венесуэле сильнее всех нефтедобывающих стран. До этого момента позиции политических лагерей внутри страны были примерно равны, но на фоне экономических трудностей антиамериканские силы проиграли и, вероятно, проиграют следующие президентские в 2018 году. Страна ляжет под полный контроль американских элит и будут делать то, что ей скажут.
В Венесуэле все обошлось тихо и мирно, потому что идет так, как надо заказчику. В Бразилии, которая в последние годы также стала одним из ведущих экспортеров нефти, все пошло по-другому сценарию.
Дело в том, что несколько лет назад на предложение американцев помочь своему южному соседу в добыче нефти, бразильское правительство ответило отказом и отдало концессию китайцам. Сегодня практически весь поток бразильской нефти идет в Китай. Тот резервуар, который США планировали использовать в трудные годы сами, пока работает на их основного противника. И с этим надо было что-то делать.
Страна погружается в экономический кризис. Пять кварталов подряд в стране падает ВВП, причем со все более ускоряющейся скоростью. Страну качают. Качают на разные темы и вполне сознательно. То врачи не так борются с вирусом Зика, то у них бывший президент, а заодно и нынешний – коррупционеры (тоже мне удивили). Но то, что никому не было неинтересно два года назад, сегодня заполонило все СМИ в Бразилии. В марте 2016 года на митинг оппозиции по ее подсчетам вышло более трех миллионов человек.
Страна бурлит, и пока нельзя сказать точно, кто здесь победит. Но США стараются изо всех сил.
Новая доктрина Монро
Итак, мы видим, что США на фоне поджигания Евразии создают себе полностью изолированную от потрясений площадку. Здесь они развивают и ставят под свой плотный контроль режимы и ресурсы соседних стран, понимая, что в случае большой войны с Евразией полностью рассчитывать можно только на них. Все это приводит их к идее новой доктрины Монро.
Справка. Доктрина Монро – это послание президента США Д. Монро, в котором он выразил три основных постулата американской внешней политики: невмешательство США в дела Европы, невмешательство европейских государств в дела Америки (континента), заявление, что США будут всячески препятствовать всем попыткам навязать американским странам свою волю.
Сегодня новая доктрина выглядит следующим образом. Не сумев удержать контроль над Евразией, США будут всячески стараться ее поджечь и деструктуризировать, а потому будут гораздо меньше вмешиваться в открытую в ее «внутренние» дела. В то же время они постараются полностью подчинить своему влиянию страны Западного полушария, создавая из них сырьевую базу для американской экономики. И любое вмешательство других стран в эту политику будет пресекаться на корню.
На самом деле результат борьбы пока еще не предопределен. Антиамериканские настроения стран Латинской Америки велики, и их так просто нельзя игнорировать в расчетах.
Недавно впервые за 88 лет президент США посетил Кубу. Остров, который почти 60 лет является форпостом борьбы против американского империализма. Посетил с предложением, от которого было сложно не отказаться. Нынешнее руководство в Гаване встретило высокого гостя с улыбкой и опаской. Не мир принес Барак Обама на кубинскую землю, но войну. И не только на кубинскую.
Идет новый передел мира, в котором главные противники пытаются создать себе условия для устойчивого развития и лишить этих условий своего противника.