Ключевая ставка, исходя из ценовых ожиданий населения

Первый заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева раскрыла секрет высокой ключевой ставки: население ждёт роста цен, потому регулятор не будет снижать проценты по кредитам.

Не верьте глазам своим

Это заявление агентству «Блумберг» Ксения Юдаева подкрепила соответствующими аргументами. По её словам, Центробанк, принимая решения по уровню процентных ставок, в первую очередь учитывает тот фактор, насколько велики ожидания инфляции гражданами. С целью выяснить это, Банк России провёл опрос и выяснил, что россияне ждут роста цен на 12,9 процента в ближайшие двенадцать месяцев. А ЦБ необходимо, чтобы ожидания роста цен не превышали 4 процентов, причём в течение длительного времени. Пока такого состояния умы россиян не достигнут, ключевая ставка будет на 2,5 —3,5 процентных пункта выше инфляции, подчеркнула руководитель банка, отвечающая за финансовую макрополитику.

Из этого умозаключения следует, что в высокой ключевой ставке, которая, по мнению ряда крупных экспертов, законодателей и учёных, ограничивает развитие экономики ради видимости борьбы с инфляцией, виновато население. Люди не верят в широко тиражируемые отчеты ЦБ на тему успехов в борьбе с обесцениванием рубля. Напомню, что по итогам года, как настаивают в Банке России, инфляция упадёт чуть ли не до шести-семи процентов, а уже к концу 2017 года её уровень не превысит четырёх процентов. Только рядовой покупатель приходит в магазин — и не находит результатов такой удачной политики ЦБ: потребительские цены растут, причём ощутимо. Да, официальная статистика фиксирует снижение инфляции, но есть немало вполне законных способов рассчитать её уровень в политически востребованных параметрах. Например, в потребительской корзине — основе для социально-экономических расчетов — заменить килограмм мяса равноценными по калориям тремя килограммами картошки: медицинские критерии будут соблюдены, а стоимость уменьшится в два-три раза, соответственно, формально сократится и обесценивание рубля.

Народ ведь такой странный — верит собственным глазам, а не докладам на экономических форумах с красивыми выкладками и приятными выводами. И трудно осуждать наших сограждан за такой прагматический подход.

Рубль обесценивается с другого конца

Так почему же так происходит? По какой причине растут цены и обесценивается рубль, если ЦБ до предела сократил кредитование экономики, а уровень её монетизации не превышает 45 процентов (для развития необходимо минимум 100 процентов, а лучше около 180, как в Китае)? Дело в том, что, сокращая финансирование материального производства, Центробанк в полном соответствии с законами экономики эту самую инфляцию разгоняет, причём сразу по двум направлениям, Как это происходит? Если у предприятия нет денег даже на оборотные средства (а таких большинство, закредитованных и перекредитованных коммерческими банками), то это предприятие вынуждено снижать объёмы производства. Снижаешь объёмы производства — возрастают издержки на единицу продукции. Это аксиома экономической науки, которую вдалбливают на первых курсах вузов. Возрастают издержки — увеличивается цена, растёт инфляция, невзирая ни на какие «сжатия» кредитной массы регулятором. А нынешние семь или грядущие четыре процента не что иное, как подавленная или отложенная инфляция плюс маленькие хитрости при её расчёте.

Это одно направление. Есть и другое: ограничение производства приводит к тому, что реальные доходы населения падают. Только во втором квартале этого года наши сограждане стали получать доходов на 6 процентов меньше, и эта тенденция, начавшаяся больше года назад, крепнет и нарастает. В итоге рубль обесценивается, снижаются социальные стандарты вне зависимости от того, растут или нет цены, товары, продукты и услуги люди начинают покупать меньше, соответственно, меньше денег поступает производителям. По существу та же самая инфляция, только с другого конца.

Способы, как преодолеть инфляцию, в новейшей истории известны, и связаны они всегда с плановой и хорошо рассчитанной эмиссией, которая позволяет финансировать материальное производство, насыщая потребительский рынок. Так было в США периода рейганомики и в странах Юго-Восточной Азии, когда мир заговорил о феномене «азиатских тигров», не говоря уже о Китае последних десятилетий, в ходе которых КНР вышла с шестого на первое место в мире по ВВП. А вот о том, что центробанки развитых стран определяют размер учётной или ключевой ставки, исходя из ценовых ожиданий населения, что-то слышать не приходилось. Наверное, потому, что если бы такая методика была экономически эффективна, то решить проблему инфляции было бы очень просто: не надо рассчитывать, как скажется размер ключевой ставки на развитие экономики, её структурную перестройку, уровень инвестиций в основной капитал и так далее. Зачем такие сложности? Достаточно нанять гипнотизеров по типу известного Кашпировского, которые убедили бы людей в том, что повышения цен не будет, покупательная способность рубля крепнет не по дням, а по часам, а инфляция стала маленькой и пушистой, практически не влияя на уровень жизни. У руководителей ЦБ этого, как видим, не получается.

Источник материала
Материал: Юрий Скиданов
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ufadex на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

1 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.