Был месяц май…
https://youtu.be/IbxSsU5CjPg
Именно наше стремление отвернуться от неудобной истории и поскорее забыть ужасы привело к возвращению недобитого «зверя» и дало ему возможность зализать раны.
Фильмы Марлена Хуциева нельзя смотреть просто так – «глазами по диагонали». Марлен Мартынович принадлежит той категории режиссеров, которые уделяют большое внимание деталям, где действие сюжета может служить только формой донесения какого-то «месседжа». «Был месяц май» – одно из таких произведений, не теряющих актуальность и сегодня.
Эта ремарка была необходима, для того, чтобы понять сам процесс: кого, как и с чем сталкивает Хуциев. А, главное, каковы последствия — ведь именно эта черта столь характерна в экранизированных размышлениях Марлена Мартыновича.
Итак, советские бойцы, жертвенно спасавшие мир от «зверя», попадают в его логово, еще хранящее в себе специфичные запахи, звуки, тона. Путешествие по нему напоминает кадры современных фильмов ужасов, с той разницей, что они не выдуманы: нары, покрытые соломой; по-немецки лаконичные указания; жестяные чашки; гальюны, закрытые решеткой; хруст ложек под сапогами, крики ворон, вой собак и туман. Подвалы напоминают героям бомбоубежище или котельную, правда с непонятным назначением таких толстых стен и дыр в потолке.
Завершается фильм кадрами современной (на тот момент) жизни: безмятежные люди спешат на работу, покупатели заходят в магазины, пешеходы, машины. Хуциев оставляет нас наедине с жутким контрастом под музыку Поля Мариотта.
Послесловие.
Окружающие люди, как пишет Анна Кудинова, будто стремятся поскорее забыть произошедшее. Это очень сильно травмирует бывших узников концлагерей, которые шокированы тем, что люди продолжили жить так, как будто ничего не произошло. Кадры фильма кажутся современному зрителю неудобными, зудящими, вырывающими обывателя из его грез. Кудинова, ссылаясь на Ролло Мэя, пишет: «Жизнь “без возвышенных нот” спровоцировала приход пустоты. <…> Никому не дано долго жить в состоянии пустоты. Рано или поздно пустота взорвется жаждой разрушения».