Бомбить не Боливию, а Ливию
Давайте немного рассмотрим подноготную иранского ответа на американскую агрессию.
Позавчера бригадный генерал морской пехоты США отправил письмо правительству Ирака о предстоящем выводе войск из Ирака с формулировкой примерно «из уважения к независимости вашей страны». Эту новость подтвердил и сам генерал, и иракская сторона. После чего её опубликовали и «Рейтерс», и «ТАСС», и другие информационные агентства.
И если бы американцы так и сделали, то, возможно, у Ирана было бы меньше оснований для тех действий, которые они сегодня ночью предприняли.
Но через пару часов уже был срочный внеочередной брифинг главы Пентагона Марка Эспера, который заикаясь сбивчиво заявлял «это вообще ошибка», «это был черновик письма», «там неправильно сформулировано, мы не это имели в виду», «не вывод войск, а передислокация».
Первый возникающий вопрос: если у них на уровне высшего командования такие нестыковки, то как они вообще воевать собираются? Представил себе срочную телеграмму «В прошлом приказе ошибка: не наступать, а отступать, бомбить не Боливию, а Ливию, и вообще десанту забыли выдать парашюты». Впрочем, про бардак в американской армии я не переживаю, а просто констатирую.
Скорее всего подобные нестыковки и путаница возникают, прежде всего, из-за раскола в американском истеблишменте. Который уже вполне очевиден, если смотреть американские СМИ, и свидетельства которого мы стараемся доносить и до российских читателей. Яркий пример этого раскола (и одна из возможных причин появления вчерашнего письма) – это инициатива лидера демократов в нижней палате Конгресса Ненси Пелоси, которая внесла законопроект, ограничивающий возможности администрации Трампа по действиям на Ближнем Востоке (если точнее, то по Ирану и Ираку).
В момент, когда страна на грани скатывания в войну, демократы пытаются связать Трампа по рукам и ногам. Нет, в данном случае я всячески на стороне демократов (никогда не думал, что скажу нечто такое), но в целом картина показательна.
Ранее все внутренние разногласия американских элит обычно оставались «внутри дома», а теперь межпартийная борьба уже сказывается и на внешней политике. Если раньше и демократы (банкиры), и республиканцы (ВПК) получали от войны профит и были в агрессивной внешней политике США едины, то теперь раскол распространился и на эту сферу.
Республиканцы в ответ внесли в Конгресс инициативу, что если «хаус» (нижняя палата Конгресса, House) не передаёт документы по импичменту в верхнюю палату в течение 25 дней, то процедура импичмента считается проваленной. В открытую издеваются над бедными демократами. Хотя те сами виноваты, не нужно было затевать этот заведомо провальный фарс.
Тут ещё американские эксперты хором голосят, что ближневосточные рынки после убийства Сулеймани массово отказываются от закупок американских зерновых (а чего они, собственно, ожидали?). Впрочем, об американских экономических перемогах я планировал отдельный текст писать, там как раз годовая отчётность подъезжает в эти дни.
В целом же любые заявления американских политиков или военных в текущий момент не стоит рассматривать всерьёз, равно как и торопиться их анализировать или комментировать. Потому что, как сказал Руслан Карманов, «Что-то слишком много пятниц на этой неделе. Хотя только вторник».
Дисфункция американского государства, вызванная враждой партий и помноженная на экономические проблемы (дефицит торгового баланса и дефицит государственного бюджета в частности) и коррупционные скандалы, ближе к выборам будет только нарастать.
Там вчера опубликовали огромное интервью одного из самых уважаемых американских патологоанатомов, который доказывает, что пан Эпштейн не мог сам себя убить в камере. А с Эпштейном связаны и Клинтоны, и Байден, и британские принцы…
Вчера я написал «Пусть Дисней выкинет свои «Звёздные войны» на помойку. Тут в реале гораздо интереснее, я уже контейнер с попкорном заказал». Сегодня оказалось, что всё ещё драматичнее.
И, судя по первым реакциям на действия иранцев со стороны США, бардак там ещё запущенней, чем я думал.