Взрыв в Улу-Теляке. Мощность взрыва — триста тонн тротила!
4 июня (3 июня по московскому времени) 1989 года возле Уфы произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная, техногенная катастрофа. В момент прохождения двух пассажирских поездов произошел взрыв неограниченного облака топливо-воздушной смеси, образовавшейся в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе.
На трубе продуктопровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье», по которому транспортировали широкую фракцию легких углеводородов (сжиженную газо-бензиновую смесь), образовалась щель длиной 1,7 метра. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходит Транссибирская магистраль, ее перегон Улу-Теляк — Аша Куйбышевской железной дороги, 1710-й километр магистрали. Это в 11 километрах от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирии.
Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения. 4 июня 1989 года в 01.15 по местному времени (3 июня в 23.15 по московскому времени), в момент встречи двух пассажирских поездов прогремел мощный объемный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар.
В поездах №211 «Новосибирск — Адлер» (20 вагонов) и №212 «Адлер — Новосибирск» (18 вагонов) находились 1284 пассажира (в том числе 383 ребенка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них семь полностью сгорели. Оставшиеся 26 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. По официальным данным, 575 человек погибли (по другим данным — 645), 623 стали инвалидами, получив тяжелые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших — 181. Мощность взрыва была оценена в 300 тонн тринитротолуола. Было разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 гектаров.
В течение 35 минут с момента аварии были оповещены руководящий состав республики, службы гражданской обороны. Одновременно по линии этих служб прошло взаимное оповещение. Через час приступила к организации аварийно-спасательных работ Комиссия по чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан, был создан республиканский штаб «Авария». Немедленно начались аварийно-спасательные работы с привлечением воинских подразделений. Несколько часов спустя пожар был остановлен, а пострадавшие госпитализированы.
Руководство республики, предприятия, организации, общественные формирования, жители Башкирии тогда сделали все возможное, чтобы спасти людей, пострадавших в аварии. В те дни в Уфе впервые был применен опыт работы по организации телеконсультаций врачей в режиме реального времени. В Уфе были организованы прямые телемосты между местными учреждениями здравоохранения, московскими клиниками и медицинскими центрами США. Во время сеансов спутниковой связи были проконсультированы пациенты, пострадавшие в этой страшной катастрофе. Это был первый крупномасштабный телемедицинский проект на территории России. Но, несмотря на все принятые меры, число умерших неумолимо росло.
Порядка 70 процентов пассажиров поездов погибли на месте, и около 30 процентов участников той трагедии были госпитализированы в больницы Уфы. В течение двух часов вся система здравоохранения Уфы была переведена на режим чрезвычайной ситуации. Американцы, прилетевшие на место трагедии на третьи сутки, сказали, что нашим врачам нужно ставить памятник при жизни за то, что они умудряются спасать людей в таких условиях. Свыше 700 человек одномоментно поступили в клиники Уфы с ожогами и травмами, а специалистов не хватало. Врачи брались за любую работу, невзирая на то, какая у них была специальность: гинекологи становились специалистами по ожогам, хирурги становились травматологами, а участковые врачи заменили врачей скорой помощи по обслуживанию населения. Подтягивались средства со всей России и даже из-за рубежа. Люди оказались в этом состоянии организованными, их сплотила беда.
Строительство нефтепровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье» диаметром 720 миллиметров и длиной 1852 километра было санкционировано постановлением Совета Министров СССР от 19 января 1981 года и поручено Миннефтепрому и Мингазстрою. Согласно постановлению, первая очередь нефтепровода должна была быть введена в строй в 1983-1984 годах, но руководство Миннефтепрома приняло решение перепрофилировать уже почти готовый нефтепровод в продуктопровод. Пришлось срочно внести в первоначальный проект изменения, связанные с особыми требованиями безопасной транспортировки сжиженного газа. Техническими правилами транспортировать сжиженный газ под давлением по трубопроводам диаметром свыше 400 миллиметров запрещено, однако при перепрофилировании на это закрыли глаза.
Трасса продуктопровода в 14 местах пересекала железные дороги, в том числе в четырех местах — электрифицированные. Среди них — трансконтинентальная магистраль Москва — Новосибирск — Владивосток с большим грузопотоком. Трасса продуктопровода на протяжении 273 километров опасно сближалась (ближе чем на один километр) с железными дорогами, а также проходила близко к уральским городам Сим, Златоуст и Кропачево.
В ходе эксплуатации в период с 1985 по 1989 год на продуктопроводе произошло 50 крупных аварий и отказов, не приведших, однако, к человеческим жертвам. После аварии под Уфой продуктопровод не восстанавливался и был ликвидирован.
Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесенных ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. Утечка началась за 40 минут до взрыва. По другой версии, причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрических токов утечки, так называемых «блуждающих токов» железной дороги. За две-три недели до взрыва образовался микросвищ, затем в результате охлаждения трубы в месте расширения газа появилась разраставшаяся в длину трещина. Жидкий конденсат пропитывал почву на глубине траншеи, не выходя наружу, и постепенно спускался вниз по откосу к железной дороге. При встрече двух поездов, вероятно, в результате торможения, возникла искра, которая послужила причиной детонации газа. Но, скорее всего, причиной детонации газа явилась случайная искра из-под пантографа одного из локомотивов.
Шесть лет продолжалось судебное разбирательство, было предъявлено обвинение девяти должностным лицам, двое из них подлежали амнистии. Среди остальных — начальник СМУ треста «Нефтепроводмонтаж», прорабы, другие конкретные исполнители. Обвинения предъявлялись по ст. 215 ч. II Уголовного кодекса РСФСР. Максимальная мера наказания — пять лет лишения свободы.
В 2004 году по заданию ОАО «Газпром» была разработана и прошла ведомственные испытания система контроля переходов магистральных трубопроводов через дороги, предназначенная для мониторинга показателей безопасности переходов. С 2005 года данными системами ведется планомерное оснащение наиболее ответственных переходов магистральных газопроводов через дороги.
Создана Ассоциация пострадавших и родственников погибших в Улу-Телякской катастрофе. В 1992 году на месте трагедии был сооружен восьмиметровый мемориал.
Ежегодно у памятника жертвам катастрофы, установленного на месте аварии, проходят траурные митинги.
http://www.bashinform.ru/news/635962-tragedii-v-ulu-telyake-25-let/
P.S.
В тот день над Уфой кружили вертолеты, информации никакой не было, и мы, жители Уфы, не могли понять, что же происходит? Вертолеты садились на площади за Госцирком, которую уфимцы с тех пор так и называют — «вертолетной». Здесь сейчас полигон для начинающих автолюбителей.
Машины «скорой помощи» буквально наводнили город. Автор этих строк (Гюзель Сахипова – http://svpressa.ru/society/article/9647/) помнит, как вечером 4 июня пошла с друзьями на концерт Шевчука, и во время концерта стало все известно о трагедии — певец рассказывал о случившемся со сцены в… перерывах между песнями.