В-ыыыкуси
После введения антироссийских санкций и падения цен на нефть прибалтийские порты оказались на грани коллапса. Россия в ответ на это постепенно увеличивает загрузку собственных портов.
Транзитный крах и советское наследие
Значительную долю экономик прибалтийских стран составляют доходы от транзита. Но последние годы на волне русофобии и антироссийских санкций убытки терпят грузовые перевозки по железным дорогам и грузооборот в странах Прибалтики.
Весь логистический сектор прибалтов был создан по времена называемой ими «советской оккупации». Вся инфраструктура связывала этот регион с остальным Советским Союзом. После войны в странах отремонтировали железнодорожное полотно и автомобильные дороги. В 1970-1980-е годы все три страны лидировали по доле инвестиций в инфраструктуру на душу населения.
Советское наследие проедено до дыр
К моменту распада СССР у Литвы был самый большой рыболовный флот в Европе, который состоял более чем из 500 судов, а латвийский торговый флот включал суда мирового класса. Вот такие «оккупанты» тогда были: вкладывались не стесняясь.
По этим причинам в 1990-е годы прибалтийские страны стали монополистом российского транзита и с удовольствием проводили русофобскую политику: делать русских граждан негражданами, поддерживать чеченских боевиков, требовать «оккупационных» отступных, всячески скандалить и обвинять Россию, понимая, что другого выхода у Кремля нет.
Но за 25 лет инфраструктура начала приходить в негодность — советский «кредит» исчерпался, и сегодня большая часть советского наследия превратилась в металлолом, в то время как Россия смогла запустить свои логистические судоходные связи в обход Прибалтики, в том числе и через Северный морской путь. Поэтому русофобский лай прибалтов сегодня стал больно аукаться для них же.
Война с кормящей рукой
Тогда же, в 1990-е годы, все три страны в разной степени объявили войну «наследию оккупации» — советским фабрикам и заводам на территории Прибалтики. Война оказалась победной — промышленный сектор в прибалтийских экономиках удалось сократить с 60 до 20-25%. Воистину победа… над собственной производящей экономикой!
Развитый транзитный сектор экономики позволял прибалтам переживать не один экономический кризис. В отдельные периоды до 90% всех грузов в Латвии составляли российские, а договоры, по словам прибалтийских бизнесменов, заключались в московских банях.
Сами прибалты не очень-то хотели поддерживать и развивать советское «оккупационное наследие». Так, за 22 года истинной независимости Латвия построила один железнодорожный мост, и то — на деньги Европейского союза. И все.
Россия неоднократно вводила против прибалтийских стран экономические транзитные санкции, например, за избиение рижской полицией русских пенсионеров. В ответ на это Латвия лишилась дохода с транзита российской нефти и столкнулась с запретом импорта в Россию латвийских продуктов. Тогда же российский бизнес отказался поставлять нефть в литовский терминал в ответ на коррупционную сделку о продаже нефтеперерабатывающего завода не «ЛУКОЙЛу», а американской нефтяной компании.
Стратегическое решение и санкции
Примечательно, но еще в 1997 году будущий президент России Владимир Путин в своей диссертации указывал на экономическую и политическую целесообразность строительства торговых портов в Ленинградской области. Как бы то ни было, но в 2000-е годы российские власти перешли от букв к делу и создание собственных портов, логистических центров и маршрутов в обход Прибалтики стал официальным стратегическим курсом.
Результатом курса стало строительство «Северного потока, системы нефтепроводов БТС-2 через Балтику и грузовых портов в Усть-Луге, Выборге и Приморске.
После очередного скандала с переносом памятника Войну-освободителю РЖД моментально перестали перевозить нефть через Эстонию, а эстонской железной дороге пришлось уволить почти 10% персонала. Эстонии выходки с памятником советскому войну обошлись в одну ночь обошлись в 8 млрд долларов. Это признал бывший премьер-министр Эстонии Тийта Вяхи. В то же время Россия начала проводить курс на полный отказ от прибалтийского транзита.
В-ыкуси!
В декабре 2015 года в послании Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин официально подтвердил, что на самом высшем политическом уровне принято решение полностью отказаться от сотрудничества с прибалтийскими морскими портами и завершить модернизацию морской и логистической инфраструктуры на Северо-западе страны.
В 2015 году порты Ленинградской области перевезли рекордное количество грузов среди всех портов восточной части Балтийского моря. Грузооборот Усть-Луга вырос на 16% в 2015 году и на 6% за первые 3 месяца 2016 года. Грузооборот порта в Приморске вырос на 11% в 2015 году и на 6% за первые 3 месяца 2016 года. И это все в условиях антироссийских санкций продуктового эмбарго и нефтяного кризиса. Важно понимать, что любая посылка +1 через российский порт оборачивается -1 для прибалтийских портов.
В свою очередь грузооборот всех прибалтийских портов в 2015 году упал на 7%, а Рижского порта на 21%. Только на первый квартал этого года грузооборот Таллиннского порта упал на 16%, а Рижского порта — еще на 14%. Еще 2 года назад «Транснефть» перенаправила весь свой нефтяной транзит через Усть-Лугу. В результате грузооборот Вентспилсского порта сократился на 14% за прошлый год и уже на 19% в этом году.
Год назад Россия перестала переправлять через латвийские порты уголь и минеральные ресурсы. В этом году эстонская железная дорога сообщила о катастрофическом падении количества поездов, следующих из России, — в два раза. И это не предел: председатель эстонской железной дороги вообще ожидает банкротства всей инфраструктуры в ближайшее время.