Современная мифология, или Наруто Гарри Поттера
Некоторые фигуры понятны, о них говорилось: зомби, вампиры — недаром столь популярны. Там сравнительно прозрачное наполнение: зомби — потому что окружающие в современном мире воспринимаются примерно так, тупые конкуренты, в любой момент готовые сожрать, но разума лишенные. Это обычное экономическое окружение персонажа.
Вампиры же — это властная элита. Говоря упрощенно, современный человек полагает, что окружен зомби, и хотел бы стать вампиром. Он, впрочем, может это и не полагать — но с охотой читает и смотрит то, где главгерой какой-то вот такой. Это понятное общество для современного человека.
Это не всё, конечно, там копать и копать. Это общество из вампиров и зомби — английского производства, то есть очень ложится на сегодняшние моды реальности.
Вопросы остаются про популярные темы фанфиков. Самые ходовые — Наруто и Поттериана. Покольку этого дела многие сотни, трудно понять, что же заставляет именно эти вещи стать сюжетообразующими, что привлекает людей именно к этим вот — среди прочего разнообразия.
Ответа не знаю, но рассуждения у меня примерно так движутся. Посмотрев на наличные фанфики, вроде бы понял — дело не в герое. То есть нет смысла вцепляться в фигуру Поттера или Наруто в поисках сверхстимула, который к нему влечет. Там немного другое.
В обоих случаях одна картина. Закрытый, замкнутый мир волшебников со сверхспособностями, скрытый от остального мира, в котором обитают простецы, не знающие тайного искусства. В счет идут только настоящие люди — то есть эти вот со сверхспособностями, прочий мир для них — сцена. Простецы в действиях историй почти не появляются, все действие между разными персонажами закрытых сообществ. Обе истории — про хитросплетения отношений и интриг в замкнутом мире избранных.
Приглядевшись немного: это сословное общество, точка наблюдения читателя помещается в верхнем слое, и он следит за перипетиями отношений среди немногих кланов этого высшего сословия. Тем самым условием существования этого мира является граница разделения сословий — то, что называется статусом секретности или там поддержанием скрытых деревень. Миры Наруто и Поттера рассыпались бы, если б там не было этой границы, не слишком часто упоминаемой, но сюжетообразующей. Итак, — тайное общество, высшая страта в сословном обществе, и сложные интриги в этом выделенном кругу. Очень английский сюжет.
Понятное дело, тайные общества возникают в самых разных культурах, но только в английской так настоятельно и необходимо, чтобы культурное производство происходило в закрытом клубе. Немцы в этом случае организуют какой-нибудь там открытый университет или там общество содействия успехам наук, русские при удаче создают артель (я не буду называть — что при неудаче). В общем, это очень характерная культурная метка.
Даже неожиданно. Эти вроде как космополитические элементы складывающейся новой мифологии довольно легко диагностируются на принадлежность к определенной культуре. Странно. Я бы ожидал, что там будут хотя бы следы немецкой культуры — ну, Фауст тоже относится к мифологии нового времени. Дон Жуан, Летучий Голландец… Но как-то они несколько запропали, а в ходу вот эта вот вырабатывающаяся мифология секулярного и просвещенного общества.
Кстати, стало понятнее про два ходовых сюжетных элемента, на которых устроены жанры современной литературы. Атомная война в постапокалиптике — это сюжетное средство выключить экономику. Война не меняет правовое и политическое устройство и не меняет культуру с наукой, это избирательный сюжетный ход для выключения экономики.
Почему именно экономики — это ясно. Именно экономика мешает авторам создавать нетривиальные сюжеты. Современный мир, согласно общему пониманию, устойчив именно благодаря экономической составляющей, и пока техника с экономикой прогрессируют — ничего не изменится, личности некуда податься и все её изменения ничтожны. Именно экономика гарантирует устройство мира, в котором личность и ее действия ничего не значат. Поэтому автору надо сюжетное средство, чтобы выключить экономику, и тогда у него задвигается герой. Это либо атомная война, либо машина времени, когда действие переносится в доэкономический мир.
Другой сюжетный элемент — попаданчество. То же самое: герой из нашего времени попадает в прошлое и начинает неистовое саморазвитие, тренируется с ужасающими загрузками, нагибает окружающих, поскольку всех умнее и трудолюбивей. Понятно, что «всех умнее» герой был и в своем времени, но вот отчего он всё время ленился, и только в магическом средневековье начинает безумные тренировки? Потому что мир неэкономический и его личные усилия будут вознаграждены. Тем самым жанр попаданчества с его популярностью сообщает, что в настоящем нашем мире — как все знают и все уверены — личные усилия вознаграждены не будут, никогда и с гарантией, социальные лифты непригодны к использованию — либо сломано, либо наср@но.
То есть авторы проговариваются о главной беде времени: сферы экономики, политики и культуры сейчас в таком взаимоотношении, что человеку в их этой констелляции жить нельзя. Чтобы выдуманный герой мог действовать, надо что-то изменить. Изменяют экономику, потому что она самая молодая — еще помнят, что общество «без экономики» было поживее.
Следующая мысль (что надо изменить соотношение, к современной экономике должна полагаться иное политическое устройство и иная культура, и они должны быть не так соединены и должны перераспределить между собой социальные институты) — не пришла еще.
Самые популярные жанры рассказывают разное сюжетодвижение, которое создается убиранием экономики из современного мира. Сразу после этого оказывается возможно «играть». Тут не мешает ни жестокость, ни бескультурье — при желании автор насадит добро, обучит грамоте и вообще это не препятствие для мысли современного автора. Он только не может придумать, что делать в современном мире с экономикой, всё прочее его устраивает.
Это интересно, потому что в нашем мире старая государственно-правововая сторона (очень старая, римская) и старая культурная сторона, а самая молодая и пока малоосвоенная — именно экономическая. То есть в общих чертах в старое по типу общество ворвалась новизна, экономика — она пока корчится и не может приладиться из-за массы ограничений, которые на нее налагают старые элементы, из которых общество выросло. И у живущих в обществе людей есть уверенность, что то, что в обществе их не устраивает, привнесено экономикой, с ней не поспоришь, пока она действует — будет тоскливая реальность. И только избавившись от неё, можно главгеройствовать и имеет смысл не лениться.
И вот для избавления с первого же хода от надоедливой экономики используется война либо временной прыжок (ну или в фантастический мир) — в жанрах постапокалипсиса и попаданчества. По сути это моделирование возможности появления у личности мотивированности для социального действия.
В массовой литературе современная мифология проявляется очень отчетливо, хотя иногда в виде теневых образов — когда надо обращать внимание на то, что массовая литература отрицает и уничтожает. И, конечно, это влияет на будущее — показывает, куда направлены желания масс. Не то чтобы уж прямо совсем будущее определяет — кроме желаний, есть много чего еще. Народ, ведь он ленив отчасти, не повезут — так сам не побежит. Но всё же желания масс оказывают значительное воздействие. Надо же, какое оно экономикоцентричное и английское, это народное мечтание.
Есть и непонятные вещи. Помню, когда читал «Ведьмака» Сапковского, было очевидно: это история Польши, рассказ о чувствах национальной интеллигенции при контактах с окружающими народами. Эта история Польши, данная как история отношений с соседями, через отношение интеллигенции, очень настойчиво прописана в серии романов. Но, поглядывая в отзывы о многопопулярном Ведьмаке, я такого не видел — что-то всё другое говорят. Это странно, потому что про «национальную интеллигенцию» в России сейчас много вспоминают, и национальные чувства изживают бурно, а этой так подчеркнутой в популярной книге линии почему-то не видят. Ну, или я не заметил.
Странно, потому что есть целые серии книг, написанных не столько талантом, сколько национальным чувством — попаданцы помогают Сталину, препятствуют перестройке, оттесняют Горбачева и спасают СССР в сотнях и тысячах книг. Это пишется совершенно не так, как в Ведьмаке — и можно спросить — отчего шаблоны национального мышления вот тут в тысячах вариантов одни, а в Ведьмаке — совсем другие. И отследить различия.