По поводу того, чтобы соскочить с “нефтяной иглы”….
Давно уже общим местом стали призывы к тому, что необходимо уводить российскую экономику от сырьевой зависимости. Мол, если бы вместо нефти, газа, других полезных ископаемых и их производных низкого передела экономика Российской Федерации экспортировала преимущественно товары высокого передела с многократно более высокой добавленной стоимостью, то было бы нам тут счастье молочных рек в кисельных берегах. Кое-кто даже договорился до того, что называет наличие природных ископаемых богатств в нашей стране “сырьевым проклятием России”.
Так вот, господа мечтатели о высоком переделе с высокой добавленной стоимостью, все ваши мечты есть полное и окончательное дерьмо, поскольку мечты эти разбиваются о существующий миропорядок. Не верите? Считаете меня неправым? Тогда скажу вам лишь одно слово в ответ: УКРАИНА!
“УКРАИНА”, господа идиоты! Именно этот пример нагляднейшим образом доказывает, что никакого “сырьевого проклятия” у России нет, а есть сырьевое счастье! Ведь именно УКРАИНА стала в плане теории “сырьевого проклятия” наглядным тестовым случаем, который показал, что постсоветское развитие на базе экономики высокого передела невозможно! А знаете, почему такое развитие невозможно? Да потому, что в мировом разделении труда все ниши производства товаров высокого передела давно уже заняты и контролируются другими, теми, кто сегодня получает от мировой экономики максимальную ренту.
Когда-то, несколько лет назад я присутствовал на семинаре по венчурным инвестициям, организованном нашей Подмосковной Торгово-промышленной палатой. Тогда я, да и многие другие, смотрели на венчурных инвесторов, приехавших в Россию из США и Европы, как на некий источник потенциальных чудо-инвестиций. Моё личное отрезвление началось как раз на том собрании, когда сперва в докладе на секции отечественных инноваций наш русский предприниматель, выведший свой бизнес по производству лазеров на западные рынки и даже имеющий филиалы в ЕС и США, поделился своим опытом, сказав, что “не надо думать, что сделав конкурентоспособный высокотехнологичный продукт, вы сможете выти на западный рынок. Для того, чтобы к вашему продукту проявили интетерес западные партнёры, он должен быть (ВНИМАНИЕ!) на порядок по параметрам лучше их собственных национальных аналогов. Да и то, вам очень быстро предложат продать свою разработку тем или иным способом (например, через продажу всего вашего бизнеса)”.
Затем, на другой секции, пообщавшись с иностранцами (т.н. венчурными инвесторами и бизнес-ангелами), я понял, что единственной их целью в России является халявное приобретение разработок за бесценок.
Однако, венчурные инвесторы это не единственный способ контроля объединённого Запада за отраслями высокого передела. Системно этот контроль осуществляется по нескольким направлениям:
1) Контроль технологий – Запад старается оставаться производителем и разработчиком в первую очередь всех технологий отраслей высокого передела, которые имеются в мире.
2) Финансовый контроль – отрасли высокого передела требуют для своей конкурентоспособности огромных инвестиций, поскольку сегодня изменчивость технологий там высокая, срок полезного использования оборудования мал и только вкладывая сразу единовременно большие финансовые ресурсы, покупая полные технологические линии, можно расчитывать на высокую прибыль.
3) Венчурный контроль – низкий кредитный процент позволяет Западу через венчурных предпринимателей скупать за бесценок все новые технологии в контролируемых Западом странах с “прозрачной экономикой”.
Таким образом, объединённый Запад соединяет не только военное союзничество, но и скоординированность в сфере технологического контроля, через который производится откачка “избытка” прибавочной стоимости из отраслей высокого передела стран третьего мира. Грубо говоря, страна третьего мира даже при дружественных отношениях с Западом имеет такое соотношение между стоимостью приобретения технологий и продажей своей (как бы) высокотехнологичной продукции, что ни о какой высокой добавленной стоимости говорить не прихотся.
Вернёмся же к моему примеру с УКРАИНОЙ… Страна эта получила от СССР в наследие мощнейший и достаточно современный технологический комплекс как раз отраслей высокого передела. Тут и производство высоколегированных сталей и точного цветного металлопроката. Тут и автомобильная, станкостроительная, космическая, электронная, химическая, судостроительная, авиастроительная и другая промышленность. Где же сегодня всё это?
Самое популярное объяснение состоит в том, что хохлы, мол, дураки. Что у москалей такого бы не получились. Уж москали бы всё использовали и развили, как надо, завалив мировые рынки высокотехнологичным товаром… Тфу! Ерунда! Хохлы в массе своей ни чем не глупее москалей! Просто, нефти у них нет, а условия производственного придатка Запада в современном глобализованном мире последние десятилетия были куда жестче, чем условия для сырьевых придатков.
Посмотрите, какие страны СНГ более или менее удовлетворительно встроились в мировое разделение труда, имея высокий уровень благ для населения своего: Казахстан, Россия, Азербаджан, Туркменистан… (Белорусию не надо рассматривать, так как это есть российский стратегический проект). Что объединет эти страны? Только то, что страны являются нетто-экспортёрами сырья! Вот, что нужно Западу от территорий бывшего СССР! Всё остальное с этих территорий Запад любыми средствами будет препятствовать экспортировать, как он делает это на контролируемой полностью части СССР в Прибалтике, окончательно развалив там всё производство высокого передела.
Так что, не надо тешить себя иллюзиями. В рамках сегодняшней системы разделения труда при любви взасос с Западом Россия и другие страны СНГ обречены быть ТОЛЬКО сырьевыми придатками, поскольку в наших природных условиях “вечной мерзлоты” роль производственного придатка Запада ещё тоскливее. Выход, экономический выход, из этой плачевной ситуации может быть только один, и к нему нас по глупости своей активно подталкивает сам Запад. Этот выход заключается в создании из своей страны технологической альтернативы Западу. Такая альтернатива сегодня нужна странам третьего мира, как воздух. В такой альтернативе нуждается Китай, Индия, Бразилия и другие.
И Россия сегодня наиболее подходит на роль второго технологического полюса силы, поскольку в ряде технологий со времён СССР до сих в РФ имеется задел. Это технологии ВПК, тяжёлого машиностроения, атомные технологии, космос, технологии в сфере гидро и теплоэнергетики, судостроение. В полупроводниковой электронике, химии, биопроизводстве, фармакологии и др. технологии нам придётся создавать заново, возможно кооперируясь со другими странами БРИКС, возможно опираясь на своих сторонников в Западном лагере, но задача не выглядит столь неразрешимой, как кажется на первый взгляд.
Источник http://videoelektronic.livejournal.com/1292184.html