О пользе жалованного дворянства

Екатерининский век принято называть золотым, но это не вполне точно. Век Екатерины ВЫЗВАЛ К ЖИЗНИ русский золотой век, случившийся несколько позже: в 1815м и продлившийся, я полагаю, условно до 1881.
Он был короток, но культура и дух человеческий достигли в этот короткий промежуток времени достигли таких высот, до которых добраться вряд ли уже удастся когда-либо. Из колодца и серятины нынешнего нашего бескультурья всё ярче сияют недосягаемые звёзды прошлого.
Марксисту свойственно объяснять всё социально-экономическими причинами. Можно смело сказать, что колыбелью культуры была русская усадьба.
Швеция более 100 лет была самой мощной европейской державой. Но как в начале своего возвышения, когда Ришельё выкормил этого северного льва, так и в конце, когда Пётр вырвал льву когти, Швеция была и оставалась богатой страной с сильной армией. Не более. Не возникла великая шведская литература, математическая школа или балет.
«У нас поэты не ищут покровительства господ. У нас поэты — сами господа!» Говорит Пушкин устами Чарского в Маленьких трагедиях. Вот — всё! Россия есть первая культура в мире, поскольку она единственная страна, где культуру делал правящий класс. То самое «жалованное дворянство».
Пушкина никто никуда не ссылал. То, что в советское время называлось «ссылкой Пушкина» было повеление ему (в качестве наказания) явиться на работу, где он получал жалованье.
Уже одно это, как и весьма нетребовательное (скажем так) отношение к нему боссов (Нессельроде и Воронцова) объясняет, как мог в России появиться Евгений Онегин и Щелкунчик, и отчего подобного не могло быть на Западе и тем более на востоке.
Дело даже не в том, что Пушкин и Толстой были освобождены писать, а в том, что тысячи барышень-крестьянок были освобождены читать описания васильков на лугу на пяти страницах.
Сравните; Пушкин, Лермонтов, Толстой — кто их западные визави? Дикенс, Бальзак, Золя, Эжен Сю — трущобы, помойки, детские дома — всё, с чем, после балов и салонов познакомится, зажав нос, литературная Россия в романах Крестовского и прочих разночинцев.
Эгалитарное общество не может взлететь, оно ничего не может создать.
Упахавшемуся, усталому человеку не до виршей, не до сцен псовой охоты.
Советский кинематограф и литература заровнялась с американской — тот же «производственный роман», тот же «реализм жизни» будто он и не насточертел в реальной жизни (реализм, доводящий до пистолета, по словам Дмитрия Карамазова).
Проблемы, и пути решения.
Проблемы не имеющие решения.
Марк Тальберг
http://www.zavtra.ru/content/view/o-polze-zhalovannogo-dvoryanstva/