Мужчины как коты. От них в диване тоже остается ямка
Московский психотерапевт Михаил Папуш сидит на диване с котом на руках и говорит, что брутальным лидерам крышка:
— Мужчины теряют главную роль. Они привыкли делать то, что умеют: работу, карьеру. Женщины раньше отвечали за все остальное. Теперь «все остальное» — главное. То, что умеют мужчины, обессмыслилось. Стать академиком… и что? Наука сдохла. Космонавтом? Капитаном дальнего плавания? Миллионером? А зачем? Существование, полное возни и тревоги. Никакого удовлетворения. Монстры — корпорации, государства — по-прежнему за мужчиной. Но все это пустое. Ценности перекочевали в семью, в детей, в «чего мы вместе хотим». И в выживание. Идеи нового мира гуманитарные. Теперь он женский.
— Но почему стало так много травоядных мужчин?
— Налицо все симптомы конца мужского мира. — За спиной Папуша большое панно из оранжевых лоскутков в полосочку и горошек. — Мужчина на пороге будущего и не понимает, что делать. Он растерян. Еще в мои времена у него был так называемый проект, конкретная цель — то, что наполняет трюм корабля и делает его равновесным. На корабле груз, и у корабля есть пункт назначения: первым делом самолеты, а девушки потом. Теперь «самолетов» нет.
— Мяу! — требует кот.
Ученый вскакивает, чтобы его выпустить, и продолжает:
— Женщины, которые приходят ко мне на консультации, знают, чего хотят. Даже если не знают, то в поиске желаний. А мужчины, даже если чего-то хотят — не могут. Чаще они ждут от женщин, что те им укажут, чего желать. Только за два месяца в моей практике пять историй «он мне изменил». Семья, жили много лет, и вдруг — любовница. Дальше песня! Эти тетки, жена с любовницей, его делят. Он ждет, как они там решат. Для женщин это их ситуация. А муж там не хозяин, он просто влип. «Слева сено, справа сено». А главное, коль любовница станет женой — на колу мочало, начинай сначала. В мои времена мужчины еще умели жить на две семьи. Везде были жены, дети. Они папу любили, он к ним был снисходителен… Все было у мужчины в руках. Не теперь.
— Мяу! — раздается из-за двери.
Папуш снова вскакивает, чтобы впустить питомца обратно. Этот мир принадлежит не мужчинам, не женщинам, а требовательным котам.
— Инициация — важная тема, — говорит Папуш. — Основное, чем я занимаюсь с клиентами, — инициация во взрослое. Они все — в тридцать, в сорок — еще дети, с мамой и папой, что, конечно, смешно. Но выйти во взрослое можно только в женщину или в мужчину. В этом для мальчиков сложность. Ведь стать мужчиной — значит искать цель… И на инициацию надо решаться самому. Это можно, но никто не навязывает, даже не предлагает. Какое взросление! «У тебя такая хорошая мама!»
И ставит точку:
— Мужчинам в том виде, в каком мы к ним привыкли, конец. Чтобы стать новыми и выжить, им придется приспособиться. А если не умеют — учиться этому у женщин. В будущем мужчина с женщиной должны вместе построить общий мир.
Сам Михаил Папуш уверен, что брутальности не потерял. Он оградил свое мужское достоинство немного эзотерической целью: собрать все важное из старого мира, чтобы передать новому.
Раунд первый
Один друг прожил с Никитой день. Утром встали вместе: друг на работу, а Никита оприходовал пачку пельменей — и спать. В обед друг позвонил: «Что делаешь?» — «Сплю». В три часа дня позвонил еще: «Чем занят?» — «Проснулся, посмотрел фильм, опять сплю». Вечером друг купил утку, запек с яблоками. Никита сказал: «Жевать птицу впадлу». Съел хлеб с майонезом и лег спать. Так и живет последние пять лет. Друзей прикалывает, что он столько ест и спит. Он их поражает, как тигр в цирке. После девятого класса Никита учился в престижном колледже радиоэлектроники. На третьем курсе был отчислен за разгильдяйство. Окончил экстерном десятый и одиннадцатый класс, поехал с друзьями поступать в Москву. На вокзале решил, что пойдет на философский.
— Изображали мы там умников у друзей в общаге! А сами пили коньяк, курили сигары. Был кайф.
— Почему ты вместо того чтобы делать — изображаешь?
— Вот у меня сейчас мозг порвется — что ты такое сказала?
Никита не поступил: проспал с бодуна первый экзамен. Вернулся домой, устроился барменом. Потом еще куда-то продавцом-консультантом. Коллективы были дружные, жизнь веселая. Старательно допился до чертиков. Из психбольницы выписали быстро, но со справкой об инвалидности и пенсией в пять тысяч рублей. Друзья подозревают: это папа расстарался, чтоб от сына был хоть какой-то прок.
— Любовь — это когда рядом с человеком кайф, — утверждает Никита. — Потом этот наркотик приедается, нужен следующий. Есть кайф и его отсутствие, понимаешь?
Его младшая сестра уехала в столицу, выучила там японский, устроилась на работу, влюбилась в москвича.
— Почему у сестры получилось, а у тебя нет?
— Не знаю.
Леша:
— Пойдем курить?
Никита:
— Папа за меня расстроен. Но никогда об этом не говорит. Приходит вечером: «Сынок, скачал какой-нибудь фильм?» — «Да, папа». И мы садимся, едим, смотрим фильмы — каждый день. Кайф.
Раунд второй
— Ты считаешь, что никому не нужен?
— А кому? — проявляет интерес Леша.
— Обществу, что ли, ты имеешь в виду?! — эмоционально реагирует Никита. — Типа от тебя что-то зависит? Если все напились, а ты трезвый и друзей ведешь домой — вот тогда ты нужен.
— Когда-то ты собирался стать дизайнером, ребята говорили. Человек захочет красивый дом — ты будешь ему нужен.
— Ему мои навыки нужны. А сам я буду гастарбайтером. Я специально сделал так, что меня отчислили из колледжа. Потому что не мое. Я рисовал на парах! Шаржи делал на однокурсников, мне все открытки для девушек заказывали.
— Что ж в художественный не пошел?
— Сначала надо три года вазы с яблоками рисовать. Тебя учат не тому, что ты хотел делать. Вдалбливают правила, нагнетают нервы. Потом надо еще доказать, что ты выучил, как они говорили, хотя думаешь по-своему. Студенты годами пашут не за знания — за галочку.
— Какой смысл жизни вообще у всех людей? Продолжить род? — вклинивается Леша.
— Мужчины покоряли космос и моря, чтоб показать всем, какие е…чие, — подхватывает мысль Никита. — Или, типа, я родился — это ведь что-то значит? Надо хоть чемпионат выиграть. По футболу.
— Вот я тружусь грузчиком, каждый день, — ловит мяч Леша.
— А я тебя за это уважаю, — отбивает подачу Никита. — Потом ты будешь главным грузчиком. Потом директором главных грузчиков. И наконец — человеком-трактором!
Никита теперь почти не рисует: все равно выходят одни скомканные листы.
Нокаут
— Какое-то звено пропущено, — говорю я. — Между желанием быть дизайнером и отсутствием желания вообще кем-то быть.
— Ну, просто человек загорается, а потом — пшить, как спичка, — объясняет Никита.
«Мерседес эс шестьсот шестьдесят шесть!..» — перебивает его компьютер.
— Я какую музыку люблю? — откровенничает мой герой. — Gangster Shit! Битуха и читка, читка!
Приходит гиперактивный сосед Дима. Он все пытается устроить Никиту на работу, но не получается.
— Дима, а у тебя какая цель? — спрашиваю я его.
— Закрыть на работе объект, сходить на вождение, встретиться с моей девушкой Ариной.
— А в смысле — глобально?
— Ну, развить отношения с Ариной. И чтобы на работе были хорошие проекты… Права получить…
Никита любит играть на плейстейшн в драки: для себя всегда выбирает девушку-японку, которая, повинуясь его джойстику, ловко крушит мускулистых парней одного за другим.
— Тебе не кажется, что и в реальности мужчина проиграл?
— Женщина не победила, — откликается Никита, — она просто взяла власть. А мужчины расслабились. Все это… оно как-то кружится само вокруг меня. Приходит, уходит. Я к этому никакого отношения не имею. Я даже не могу объяснить папе, почему ничего не хочу. И тебе. И себе.
— А как же смысл жизни?
— А может, я не хочу его знать. Может, если я его узнаю, мне станет страшно.
Никитино «фиговое дерево» — чтобы сделать вид, будто он понимает, что за фигня с ним происходит.
— Знаешь, среди моих друзей почти все как Никита, — говорит Денис. — Не все, конечно, дома торчат, но в привычном смысле не работают: увлекаются искусством, путешествуют автостопом… У нас есть интернет-сообщество любителей артхаусного кино. Я его называю «клуб неудачников».