Гоголь супротив украинской тупости

Рассказ Гоголя «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» был заметным элементом образовательной программы СССР. Кроме всего прочего, по рассказу был снят неплохой фильм.

Как же подавалась эта история советским школьникам? Оказывается, Гоголь «впервые в русской литературе так ярко и беспощадно высмеял ограниченность и пошлость, низость и тупость помещиков-обывателей».

И далее:

«Описание усадеб, внешнего вида ДВУХ ИВАНОВ, их внутреннего мира дано в сатирическом плане. Герои предстают перед нами в самом отвратительном виде. Автор восхищается бекешей Ивана Ивановича (бекешей, а не человеком) и его домом, а затем делает вывод: «Прекрасный человек Иван Иванович!» Мы понимаем, как это мало, чтобы быть хорошим человеком».

И т.д. и т.п.

Между тем, рассказ Гоголя (несомненно, человека гениального) во всю свою ширь раскрывается только сейчас. До последнего времени русские понимали его не правильно, в упор не видя, что это злая, но очень точная карикатура на украинцев, которых Гоголь, будучи русским писателем, ненавидел до рвоты.

Это очень странная слепота, потому что Гоголь не только не маскировал антиукраинский характер этого произведения, но всячески его подчёркивал.

11

Иван Иванович у него не просто Иван Иванович, а Иван Иванович Перерепенко, а Иван Никифорович не просто Иван Никифорович, а Иван Никифорович Довгочхун. И живут они не где-нибудь, а в самом центре украинства – в Полтавской губернии, в городе Миргород.

Все персонажи рассказа украинцы с идиотскими фамилиями и идиотским же типом поведения.

Рассказ начинается как раз с описания бекеши Перерепенко. Но что такое бекеша? Это ни что иное как польское и украинское название полушубка, идущее в свою очередь от заимстванного поляками (а из их рук и русскими) ватного кафтана мадьяров.

То есть начало повествования Гоголя звучит так:

«Славная вышиванка у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какая оторочка воротника! Фу ты, пропасть, какой воротник! Свекольный, с изморозью! Я ставлю бог знает что, если у кого-либо найдётся такой! Взгляните, ради бога, на него, — особенно если он станет с кем-нибудь говорить, — взгляните сбоку: что это за объядение! Описать нельзя: бархат! серебро! огонь! Господи боже мой! Николай Чудотворец, угодник божий! отчего же у меня нет такой вышиванки! Он сшил ее тогда еще, когда Агафия Федосеевна не ездила в Киев. Вы знаете Агафию Федосеевну? та самая, что откусила ухо у заседателя».

(Откусила, вероятно, на майдане.)

Во-вторых, следует заметить, что Перерепенко и Довгочхун никакие не дворяне. То есть они дворяне, но липовые, что Гоголь постоянно подчёркивает.

У них нет никакого образования, они чужды духовных интересов. Иван Иванович регулярно читает одну и ту же книгу с оторванным названием – как слуга Чичикова Петрушка. Зато он с удовольствием кормит свиней и индюков, а также вырезает из дерева миски и ложки. Доказательством своего дворянского происхождения, на которое он письменно ссылается, Перерепенко считает запись о крещении в книге, которая храниться в церкви, а пределом учёности для него является семинария. Наконец выясняется, что отцом Перерепенко был священник, который и оставил ему «земельные владения» — участок в пределах местечка Миргород, где одно здание красного цвета (все остальные – украинские мазанки), а главным украшением является огромная лужа в центре, где полощутся свиньи. Правда крыша единственного городского здания стоит некрашеная, т.к. олифу, необходимую для покраски, украинцы своровали и съели с луком.

Такого же коленкора «дворянин» Довгочхун – сосед Перерепенки, отличающийся от него большей грубостью и так сказать первобытностью – вплоть до того, что ходит по своему участку в «натуральном виде».

Собственно эти Перерепенко и Довгочхун есть Адам и Ева украинства, от которых пошли миллионы современных свидомых. Настоящие дворяне были на Украине или поляками или русскими. Если человек говорил на крестьянском наречии, он не был культурным, и дорога у него была одна – или подняться наверх и стать человеком (поляком или русским), или пропить социальный аванс и вернуться в первобытное состояние.

(………………………..)

Для украинца характерна патологическая чёрствость и жестокость, переходящая в прямую клинику. Полная неспособность понять душевные движения и интересы других людей переходит в прямое издевательство и садизм. Потому что сам разговор с жертвой для украинца интересен и забавен. Её тыканье дрючком вызывает у него оргазм.

Именно в этом рассказе Гоголь приводит идеальный диалог украинского садиста:

«Когда же окончится служба, Перерепенко никак не утерпит, чтоб не обойти всех нищих. Он бы, может быть, и не хотел заняться таким скучным делом, если бы не побуждала его к тому природная доброта.
— Здорово, небого! (т.е. нищая)- обыкновенно говорил он, отыскавши самую искалеченную бабу, в изодранном, сшитом из заплат платье. — Откуда ты, бедная?
— Я, паночку, из хутора пришла: третий день, как не пила, не ела, выгнали меня собственные дети.
— Бедная головушка, чего ж ты пришла сюда?
— А так, паночку, милостыни просить, не даст ли кто-нибудь хоть на хлеб.
— Гм! что ж, тебе разве хочется хлеба? — обыкновенно спрашивал Иван Иванович.
— Как не хотеть! голодна, как собака.
— Гм! — отвечал обыкновенно Иван Иванович. — Так тебе, может, и мяса хочется?
— Да все, что милость ваша даст, всем буду довольна.
— Гм! разве мясо лучше хлеба?
— Где уж голодному разбирать. Все, что пожалуете, все хорошо.
При этом старуха обыкновенно протягивала руку.
— Ну, ступай же с богом, — говорил Иван Иванович. — Чего ж ты стоишь? ведь я тебя не бью! — и, обратившись с такими расспросами к другому, к третьему, наконец возвращается домой или заходит выпить рюмку водки к соседу Ивану Никифоровичу, или к судье, или к городничему.
Иван Иванович очень любит, если ему кто-нибудь сделает подарок или гостинец. Это ему очень нравится».

Тонкая душевная организация садиста приводит к постоянным конфликтам и смертельным обидам, в которых зачинщик внешне неожиданно начинает себя вести скорее как мазохист. В стычках украинец труслив, действует исподтишка и вообще побудительным мотивом его социальной активности является не гнев или желание восстановить попранную справедливость, а трусость. Он склонен к фрустрации, приводящей к истерической и заведомо неуспешной «инициативе» — прежде всего доносительству. Само доносительство, как правило, приводит к самосаду, потому что мазохистская натура украинца любой донос превращает в самооговор.

screen2

Гоголь дотошно выписывает «позывы» Перерепенко и Довговчхуна, оба доноса являются юридическими документами, достаточными для возбуждения уголовного дела против самих доносчиков. Там всё написано в стиле:

«Мерзавец, подлец, вор, сын шлюхи нагло назвал меня «гусаком», требую клеветника и сквернослова заковать в кандалы, так как убийца хочет сжечь меня заживо!»

Можно себе представить разницу между расчисткой коммунальной территории в Москве или Киеве 30-х. В Москве доносчик торжественно въезжал в освободившуюся комнату, а в Киеве оказывался на соседних нарах с соседом:

«Как сознательный советский человек, имеющий похвальную грамоту от товарища Троцкого, сообщаю, что гражданин Довгочхун является матёрым японским шпионом».

В Киеве 2015 мы опять слышим те же рулады:

«Ваше превосходительсво шановний пан мериканьский посол, будучи офицером советского полка, сбившего в 1983 году вашего лётчика-разведчика, спешу доложить о том, что готов показать точки наиболее эффективного нанесения термоядерных ударов по районом компактного проживания колорадов и их личинок».

Украинец быстро входит в социальный клинч и никогда не может из него выйти даже при активной помощи извне. Это однокнопочный танкист с «вперёд-назад». Если «назад-вперёд» больше нельзя, «налево-направо» никогда не будет. «Пропал».

Крайне важной и даже определяющей чертой украинца является социальная фиктивность. Украинец обязательно кем-то назначается (и ясно кем — русским или поляком) на должность, для него внутренне чуждую и приводящую его жизнь в представление и косплей. И Перерепенко и Довгочхун это и.о. помещиков. Они никогда не служили, вписаны в дворянское звание волею верховной власти, введут образ жизни городских обывателей, причём, если под городом понимать такое же фиктивный населённый пункт «Миргород», по сути являющийся селом.

Не трудно заметить, что все эти черты сохранились за последующие 200 лет в девственной чистоте и даже усилились. На мой взгляд, это произошло не только потому, что Гоголю удалось так верно зафиксировать национальный характер украинцев, а потому что он это сделал в период его зарождения, а затем боковая и межеумочная культура украинства пошла усилиями мировых стратегов в серию. Так что сам Гоголь невольно оказался одним из архитекторов украинского характера – ибо его творчество стало краеугольным камнем «самобытной» украинской культуры. Хотя, если разобраться, Гоголю интересны этнографические типы южнорусского народа, но, то во что они могут трансформироваться при фиксации и усилении природных черт, его ужасает.

В общем, с точки зрения Гоголя, это не люди.

Несомненно, в описываемую эпоху таких уникумов было немного, речь шла о быте межеумочных посёлков на обочине русской городской цивилизации. Поэтому Гоголь описывает всё достаточно отстранённо, его сарказм, если можно так выразиться, благодушен и меланхоличен. Это же объясняет добродушную беспечность центральных властей к нравам полтавской или волынской глубинки. Если человек уже вышел из деревенской культуры, но ещё не приобрёл культуру городскую, очевидно он находится в стадии социальной линьки, продолжительность которой одно-два поколения. Всё зарастёт и образуется само собой.

Только «само собой» не получилось, потому что Украину и саму Россию в 20 веке взяли в оборот. В России фазу перехода от деревенской к городской культуре худо-бедно проскочили. А на Украине застряли в тамбуре, как Довгочхун в дверях присутственного места. И теперь в этом тамбуре (в палатках, сараях, землянках, окопах) живут. И будут жить ещё долго. Каста. Только не повелителей ариев, как это им кажется в распалённом поляками воображении, а крестьян, вместо интеграции в городскую жизнь решивших строить посреди городов деревенские гетто – с грядками, курятниками и гусиными хлевами.

Невиданного в мире нового уклада украинцы построить не построят, а перекалечатся сильно. В общем уже начали.

Источник

 

Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ufadex на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

Комментарии

Сортировать по:   новые | старые
vavat
vavat

Интересный взгляд.

wpDiscuz

Как презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами, как покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога, которые как бы Бога носят в руках своих. И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи? В старцах – мудрость, и в долголетних – разум. Что Он разрушит, то не построится; кого Он заключит, тот не высвободится. Остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят землю, и строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите. Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас? Напоминания ваши подобны пеплу; оплоты ваши – оплоты глиняные. Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут: если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное.