Экологическая катастрофа для бедных
Экологическая проблема реально существует и требует решения. Но поскольку ее причины в разных случаях разные и как правило они носят комплексный характер, принимаемые меры тоже должны быть комплексными. И совершенно понятно, что простой запрет углеводородного топлива сегодня просто невозможен, о чем четко предупредил Сами-Знаете-Кто, предупредив человечество об опасности вновь вернуться в пещеры. Дело это крайне сложное и длительное, поэтому и отношение должно быть соответствующим. Но об этом члены секты эколожцев не говорят вообще, предпочитая максимально простые решения, услужливо подсказанные им кураторами. Впрочем, если своих мозгов у них нет, то ждать другого было бы глупо. Реально тупое мясо, успешно направляемое набившими руку на подобном кукловодами.
В северной части Индии, в частности в Дели, уровень загрязнения воздуха достиг “невыносимого уровня”, сообщает ВВС. В Дели закрыли школы, отменили более 30 рейсов и приостановили строительные работы из-за смога. Показания содержания вредных частиц PM 2,5 более чем в семь раз превышают показатели индустриального Пекина. И в несколько раз превышают уровень, признанный безопасным ВОЗ. Как сообщает представитель индийского минздрава Варун Джхавери в Twitter, в Дели настолько грязный воздух, что индекс качества воздуха уже просто невозможно измерить.
Комментаторы пишут, что даже внутри зданий слезятся глаза и першит в горле. Индийское правительство закрывает глаза и объявляет, что резкое снижение качества воздуха вызвано прошедшим праздником Дивали, на который принято взрывать петарды (да, это Индия, тут и не такие вещи можно услышать), но в комментариях пишут, что скорее причина в катастрофическом обмелении рек и снижении уровня грунтовых вод. Раньше фермеры между посадками урожая компостировали солому, оставшуюся после сбора предыдущего урожая. Но сейчас для этого нет воды, поэтому солому просто сжигают. Хотя наверняка причин намного больше (сжигание мусора на улицах, отопление и готовка на открытом огне, огромное количество ТС не соответствующих никаким эконормам).
И это – повсеместно, в том числе и в столице страны. Этот мегаполис сегодня реально самый грязный в мире. И дело вовсе не только в “сжигании соломы”. Промышленность, особенно металлургическая, в последние годы развивалась достаточно бурно, но главное – без всяких мер защиты окружающей среды. Зачем, если на этом можно сэкономить? Это в Первом мире с экологией жестко, а здесь и так вполне сойдет. Зато выпускаемая продукция дешевая и за счет этой разницы Первый мир и может устраивать у себя “зеленую энергетику” и прочие выкрутасы.
Кстати, помимо плохого воздуха Индия испытывает острую нехватку воды. Действительно серьезная проблема, которая в будущем уже наверняка выльется в настоящую катастрофу.
В начале 2019 г. в еще одном индийском мегаполисе – десятимиллионном Ченнаи – закончилась вода. Столица южного штата Тамилнад почти полностью зависит от муссонных дождей, так как благодаря им заполняются водные резервуары города. В этом году сезон дождей задержался и был как никогда коротким. Ченнаи далеко не единственный засушливый мегаполис Индии. Регулярно с дефицитом воды сталкиваются такие крупные города, как Мумбаи, Бангалор и Хайдарабад. Сельские общины страны также страдают от острой нехватки воды. Их благополучие целиком зависит урожая сельскохозяйственных культур, а основной причиной самоубийств фермеров в аграрных штатах, согласно статистике, является потеря доступа к источникам воды. Дефицит воды, по мнению экономистов, крайне негативно отражается на промышленности, сдерживает темпы роста всей экономики.
Ну еще бы. Вот только всем пофиг. В том числе и эколожцам, которые вовсе не собираются отказываться от дешевых товаров, производимых в Третьем мире.
Вот и получается реально, что «зеленый переход» для богатых, а экологическая катастрофа для бедных.
Если когда-либо было ощутимо, что Европа быстро превращается в антиутопическую «Складывающуюся Европу» с различными пространствами качества воздуха, в зависимости от того, принадлежите ли вы центру или периферии, глобальным богатым или глобальным бедным, то это произошло в связи с нынешним запретом дизельного топливо в Германии – и его последствиями для Востока.
Сам запрет, конечно, является развитием в правильном направлении, но он не решает более глубокой экологической и экономической проблемы, которая выходит за пределы национальных границ. Даже если Германия в настоящее время, как одна из наиболее развитых стран Европы, переживает свой «зеленый переходный период», это не отменит разрушительных последствий для окружающей среды и здоровья людей в остальной части Европейского Союза.
Сегодня Западная Европа буквально экспортирует «загрязнение воздуха» на периферию ЕС. По данным немецкой газеты «Handelsblatt», экспорт немецких подержанных дизельных автомобилей увеличился до 233 321 в 2017 году, что на 18% больше, чем годом ранее. Хотя основной экспорт по-прежнему идет во Францию, Австрию и Италию, значительное количество отправилось в Восточную Европу: 11 841 автомобиль отправился в Венгрию, 9 439 – в Словакию и 10 899 – в Румынию. В 2017 году импорт подержанных дизельных автомобилей из Германии в Хорватию вырос на 89%.
Но немецкая газета сознательно исказила ситуацию, преподнося ее в том ключе, что вырос «аппетит Восточной Европы к грязным старым дизелям». Будто-бы народ Венгрии, Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговины, Румынии и Болгарии не хотят энергетической революции и не хотели бы дышать свежим воздухом вместо того, чтобы носить противогазы.
..Эта реальность «Складывающейся Европы» – уже не научная фантастика, а капиталистический реализм. Решение сегодняшних глобальных проблем (таких как изменение климата или разрушение окружающей среды) не может заключаться в воплощении подхода современной Европы: «зеленый переход» для Запада, дизель для Востока. «Неравномерное развитие» проявляется не только в резком разделении между центром и периферией, что становится ощутимым при загрязнении воздуха. Одновременно происходит глубокое классовое разделение внутри обществ, что стало очевидным во время протестов «Жёлтых жилетов» во Франции, где правительство решило заставить бедняков оплатить «зеленый переход» через экологический налог на углеводороды.