Не верь украинским слезам

Сейчас вас ждёт недолгое погружение в увлекательный мир украинской пропаганды. В последнее время в украинском сегменте социальных сетей распространились тексты в жанре «украинские слезы о Крыме».

Эти тексты, выполненные в жанре лирических воспоминаний и посвященные потерянным территориям, выстроены по одному шаблону: вытаскивается совершенно неполитическое, личное воспоминание, связанное с потерянной территорией. Воспоминание пересказывается в максимально трогательно и мило. Потом следует вывод: «вот что мы потеряли, как же это было прекрасно, будь на веки вечные прокляты сволочи, которые отобрали все это у нас».

Важно отметить, что сами по себе воспоминания максимально дистанцированы от политики. Люди рассказывают, каким приятным был песок на крымских пляжах, как был мягок крымский хлеб и вкусен крымский помидор. Они пересказывают трогательные истории о неожиданных ночных поездках в Симферополь, прогулках, портвейне в Никитском ботаническом саду, покатушках на мотороллере, каких-то встречах и чувствах.

Все эти рассказы чисто по-человечески очень понятны. Их можно перевести на любой европейский язык и никакой культурной дистанции не возникнет: и англичанин, и испанец, и француз, и немец прекрасно поймут, о чём хочет рассказать автор такого сообщения – и, вероятнее, всего посочувствуют.

Конструируется ностальгический образ Крыма, потерянного не Украиной как государственно-политическим образованием, а украинцами как конкретными, живыми людьми. Это техника создания коллективной памяти и эмоционального воздействия как на самих украинцев, так и на жителей других стран. Ностальгические воспоминания провоцируют эмпатию.

А после эмпатии контрабандным образом возникает политический момент: поддержка Украины и украинцев сразу становится как-то понятнее и проще, потому что речь идёт не об абстрактной «геополитике», а о живых людях. Украинцы учатся казаться лиричными, симпатичными и милыми для себя самих и для внешних аудиторий.

Кстати, русские в украинских текстах, о которых я рассказываю, тоже возникают. Не всегда, но зачастую поток воспоминаний о «потерянном Крыме» завершается риторическим вопросом к русским (или, как они нас сейчас называют, к «русне»). Украинец, рыдающий от воспоминаний о мягком крымском хлебе, сладком крымском помидоре и ласковом крымском ветре, раскачивающем кипарисы, вдруг спрашивает: а вот вы, проклятые русские, можете ли написать о Крыме что-то такое? Бывали ли вы в Крыму? Связывает ли вас с Крымом столько ниточек, сколько нас, трогательных и милых украинцев? И тут у многих может появиться искушение оправдываться.

Оправдываться не надо – и вот почему. Во всех этих украинских слезах есть одна большая ложь. Дело в том, что ценить Крым украинцы стали, только его потеряв. Некоторых авторов этих трогательных воспоминаний о Крыме я знаю лично, других когда-то читал в соцсетях. И я помню, как отзывались украинцы о Крыме, когда он был «их». О Крыме говорили презрительно, с лёгким пренебрежением, как о чем-то грязноватом, не очень удобном и недоделанном. Да, он близко, можно прокатиться на море, но вы же видите, в каком он состоянии.

Когда начинались разговоры о «состоянии Крыма», украинцы всегда обвиняли крымчан. Это не украинские власти не занимаются развитием собственных территорий, это крымчане «довели Крым». Если Крым где-то и хорош – то хорош он точно без жителей. Вот почему, кстати, в текстах, выполненных в жанре «украинские слезы», вы совсем не встретите упоминаний местных жителей. Максимум, вам расскажут о бабушке, торговавшей контрабандными сигаретами или сладким луком. Но, в целом, впечатление складывается однозначное: Крым для украинцев хорош без крымчан, местное население – лишнее.

Это, друзья мои, и есть взгляд оккупанта: «твоя земля хорошая, твой дом хороший, только ты -плохой, уходи со своей земли и из своего дома». Думаю, примерно так смотрели в своё время на колосящиеся поля советской Украины какие-нибудь Отто, Ганс, Фриц и Клаус – и другие их товарищи из вермахта. Примерно так смотрят на Крым современные украинцы – взглядом пусть не актуального, но потенциального оккупанта. Поэтому не верьте украинским слезам о Крыме – это крокодиловы слёзы, притворное сожаление по поводу кого-то, кому «сожалеющий» готовит гибель.

А что же русские? Мне скажут: ведь и правда, если почитать отзывы наших граждан о Крыме, там будет много ругани и недовольства. Получается, взяли Крым и сами недовольны? Восторги мы встретим чаще всего у работников идеологического фронта, а рядовой гражданин (да и не только) по привычке будет поругиваться. Разница в том, что в этом русском недовольстве и поругивании в адрес Крыма звучат совсем другие интонации. Это интонации хозяина, который ходит по своему дому и саду и видит: вот забор покосился, надо покрасить, вот тут гвоздь забить, вот тут поправить, тут достроить.

И Россия поправит, достроит, покрасит в Крыму всё, что нужно. И поводов для украинских крокодиловых слёз даст ещё больше. А то, что мы не умеем – да уже и не пытаемся – казаться милыми – это правда. Впрочем, сейчас это уже и не нужно – всё равно никто не поверит.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ufadex на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@proru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

Вам может также понравиться...

Комментарии

wpDiscuz