Лев Толстой как зеркало революции

Оказывается, граф Лев Толстой вел записные книжки, и их зачитывал своим домашним по обязательной программе – как потом Солженицын читал своим детям перед сном «Архипелаг ГУЛАГ» вместо сказок о сером волке.

Я. 1910. 5 Ян. Рано проснулся. Ходилъ по саду. Все тяжелѣе и тяжелѣе становится видѣть рабовъ, работающихъ на нашу семью.

6 Ян. Вообще надо перестать и писать и заботиться о писанномъ. Вчера былъ Еврей, требовавшій изложеніе, сжатое смысла жизни. Все, что я ему говорилъ — не то, все это субъективно, нужно объективно, на основаніи «эволюціи». Удивительна глупость, тупоуміе, вкусившихъ учености.

Прочелъ письма. Одно — непріятное по выражаемому согласію въ убѣжденіяхъ, съ просьбой 500 р. для распространения христіанства. Ничего не хочется писать.

10 Янв. Прочелъ и отвѣтилъ письма. Много недобрыхъ. Записать очень важное. Думалъ о томъ, какъ необходимо проповѣдывать людямъ любовь равную ко ВСѢМЪ, къ неграмъ, дикимъ, къ врагамъ, потому что не проповѣдуй этого, не будетъ и не можетъ быть освобожденія отъ зла, будетъ самое естественное: свое отечество, свой народъ, защита его, войско, война. А будетъ войско, война, то нѣтъ предѣловъ злу.

Революція сдѣлала въ нашемъ русскомъ народѣ то, что онъ вдругъ увидалъ несправедливость своего положенія. Это — сказка о царѣ въ новомъ платьѣ. Ребенкомъ, который сказалъ то, что есть, что Царь голый, была революція. Появилось въ народѣ сознаніе претерпѣваемой имъ неправды, и народъ разнообразно относится къ этой неправдѣ (большая часть, къ сожалѣнію, съ злобой); но весь народъ уже понимаетъ ее. И вытравить это сознаніе уже нельзя. И что же дѣлаетъ наше правительство, стараясь подавить неистребимое сознаніе претерпѣваемой неправды, увеличиваетъ эту неправду и вызываетъ все большее и большее злобное отношеніе къ этой неправдѣ.

31 Марта. Ходилъ утромъ. Ко мнѣ обратился изъ Панина крестьянинъ революціонеръ, и отецъ его такой же. Оба сидѣли, оба знаютъ меня. Но нуженъ я имъ только въ той мѣрѣ, въ которой они видятъ во мнѣ революціонное. Далъ ему книги. Дурно велъ себя, объяснивъ ему свое положеніе. Всетаки, кажется, не для славы людской. Онъ попросилъ денегъ. Это было тяжело. Потомъ началъ писать пьесу. Не пошло.

Напомню – это 1910 год.

Материал: http://sozecatel-51.livejournal.com/2069842.html
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Proper на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

2 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.