Боевые буряты. Экскурс в историю

После установления и демаркации русско-китайской границы в Забайкалье в 1828 году Царским Правительством была введена регулярная пограничная охрана. Наравне с русским населением к этой службе были привлечены и буряты.
Русский посол граф С.В. Рагузинский в свое время отметил боевые качеств бурятских воинов по защите и охране государственных рубежей: “Служат верою России, не уступая природным россиянам, своим оружием и кочеванием границу распространяли, Мунгальской землицы великого частью завладели, на границе с великим чаянием и верностью были доброоружены и доброконны, держали оную почти по всему расстоянию в многолюдстве, прикрытием границ и разъездами служили без жалованья с добрым сердцем и учтивостью, на которых я имел большую надежду, видя их храбрость и добросердие”.

***
В июне 1851 года по предложению и ходатайству Иркутского генерал-губернатора Муравьева было образовано Забайкальское казачье войско. Оно состояло из 48169 человек. В него входило 4 русских (вместе с тунгусами) полка – 3504 человек и 4 бурятских полка – 1726 человек. Это было конное войско в количестве 5230 человек. В 12 пеших батальонах было 12486 человек. Всего в войске казаков было 17716 человек.
Забайкальское казачество послужило прародителем Амурского и Уссурийского казачьих войск. Забайкальское казачье войско отличалось высокой боевой выучкой, крепкой дисциплиной. Летом 1852 года казаки были собраны – пешие по батальонам, конные русские по сотням, а бурятские по полкам. После шестидневного учения, батальоны были представлены на осмотр генерал-губернатору Муравьеву. После его обхода они демонстрировали различные маневры в батальонных колоннах и развернутым фронтом. Взводами командовали казаки.

***

Муравьев нашел “успехи изумительными”. “А вид и осанка казаков, ответы их на вопросы и приветствия, готовность к быстрому и точному исполнению приказания подают самые благоприятные надежды о пользе этого прекрасного войска”, – доносил Муравьев в своем рапорте.

Муравьеву были представлены на сборном пункте два бурятских полка. Бурятской бригадой командовал войсковой старшина Бородаевский. Полки были немного обучены строю, провели фронтовые учения. “Братская бригада” писал Муравьев: “Не отстает от русских бригад. Приемлю смелость испрашивать для них оружие и штаты наравне с русскими полками”.

***
Забайкальские казаки в 1900 году принимали участие в действиях всех отрядов, направленных в Маньчжурию, за исключением Харбинского (Сунгайского) отряда Сахарова, кавалерию которого составляли Амурские и Уссурийские казаки.
Разбитые по сотням и взводам, то впереди, как разведчики, то в тылу на охране сообщений, окруженные неприятельским населением и “боксерами”, они несли весьма тяжелую, хотя и невидную службу во время всей кампании от первого выстрела до последнего. 18-го сентября 5-я сотня 1-го Верхнеудинского полка, следуя в передовом отряде полковника Мищенко, одна из первых ворвалась в город Мукден через Южные ворота.

В 1915-1916 гг. бурятские воины, действуя в составе 1-й Забайкальской казачьей дивизии на полях Галиции и Польши, впервые столкнулись с германскими захватчиками. Летом 1916 г. 1-й и 2-й Верхнеудинские казачьи полки участвовали в знаменитом Брусиловском прорыве.

Заметка из журнала «ЗАРЯ», 24 января 1916 г.

Молодое сравнительно забайкальское казачество с честью оспаривает у лихих донцов первенство в делах воинской доблести. В забайкальских полках за время нынешней войны появилась не одна сотня георгиевских кавалеров, честно заслуживших в боях свой почетный крест.
Вот как свидетельствует об исключительном подвиге одного из этих героев его сотенный командир, подъесаул Т.:
«Разъезд казачьего полка, под командой прапорщика А., был окружен курдами. В то время как окруженный разъезд бился с курдами, казаки Созон Тынжиев и Петр Логинов отстали позади, так как их лошади от усталости отказались дальше идти. Отставшие были замечены курдами. От курдской банды отделилась группа человек в пятнадцать, помчавшихся наперерез пробиравшимся к своим казакам.
В происшедшей неравной схватке Логинов сразу же был убит, и Созон Тынжиев остался один против пятнадцати свежих, не истомленных ни долгим походом, ни боем врагов. Видя безвыходность своего положения, Тынжиев залег за придорожный камень, решив как можно дороже продать свою жизнь. И начался беспримерный расстрел курдов: каждый башибузук, осмеливавшийся приблизиться к герою-казаку, с изумительной точностью получал в лоб очередную пулю. Убив одиннадцать курдов, Тынжиев подпустил двенадцатого вплотную к себе, и, внезапно набросившись на него, заколол шашкой, отобрал у убитого коня, захватил по пути другого коня и ускакал к разъезду, где также заканчивали дело. Остальные три курда благоразумно пустились наутек, не решившись продолжать этот «неравный» бой.
Командир полка, войсковой старшина В., представил Созона Тынжиева к награждению георгиевским крестом 4-й степени, произвел его в приказание и наградил 15 рублями, – по числу убитых им курдов».
Казак Созон Тынжиев происходит из сибирских инородцев.

Источник материала
Настоящий материал самостоятельно опубликован в нашем сообществе пользователем Ufadex на основании действующей редакции Пользовательского Соглашения. Если вы считаете, что такая публикация нарушает ваши авторские и/или смежные права, вам необходимо сообщить об этом администрации сайта на EMAIL abuse@newru.org с указанием адреса (URL) страницы, содержащей спорный материал. Нарушение будет в кратчайшие сроки устранено, виновные наказаны.

You may also like...

4 Комментарий
старые
новые
Встроенные Обратные Связи
Все комментарии
Чтобы добавить комментарий, надо залогиниться.